Меню

Давление шин по песку

Азбука офф-роуда. Учимся правильно ездить по песку

Когда мы слышим «езда по песку», то прежде всего вспоминаем гонщиков «Дакара», преодолевающих громадные дюны. Однако в действительности первое, с чем придется столкнуться начинающему любителю бездорожья, – это песчаный пляж или дорожка к нему.

На первом уроке (4×4 Club № 10’2013) мы говорили о тех мелочах, которые всегда должны быть в багажнике любителя внедорожья. Если предстоит поездка по песку, проверьте, взяли ли вы с собой лопату. Не помешают и трапики (сэнд-траки).

Их можно заменить досками. Но, скорее всего, их вы не возьмете, потому что просто лень. А вот компрессор для шин лучше даже и не выкладывать, оставьте его в багажнике навсегда.

Практически в любом песке (кроме влажного, плотно утрамбованного) машина имеет склонность вязнуть. Следовательно, прежде чем в него заехать, включите полный привод и понижающую передачу. И даже это может не спасти, если песок сухой и рыхлый. Ни в коем случае не ленитесь понизить давление в шинах. Сразу смело выбирайте величину давления в 1 атм. Дальше имейте в виду следующее. Самое главное условие для того, чтобы не застрять в песке, – это низкое давление в покрышках. Снизив его до 0.5 атм., вы сможете ехать почти как по асфальту, даже отключив полный привод (не отключайте, не надо). Но при езде с таким низким давлением в шинах нужно неукоснительно соблюдать определенные правила. Педалями орудовать следует крайне нежно, избегая резких ускорений и торможений. Все делать плавно и замедленно, как в воде. Руль поворачивать на небольшой угол и тоже очень плавным движением. Никаких поворотов с полностью вывернутым рулем. Иначе весьма велика вероятность разбортировать покрышку, после чего веселая прогулка по пляжу закончится долгой и мучительной заменой колеса.

Источник

Как не упасть на мотоцикле при езде по песку?

Это не руководство по победе в гонке «Дакар» и не сборник советов «как обогнать КМСа по мотокроссу при условии шоссейной резины». Однако, не мало мотоциклистов терпят обидное поражение от песчаной дороги или участка маршрута с насыпью из-за недостаточной подготовки или навыков. Мы говорим не об асфальте с тонким слоем песочка, а про ситуацию, когда вы съехали с главной дороги и вдруг оказались на участке полностью состоящем из песка.

Чем опасна езда на мотоцикле по песку?

На песке у вас нет устойчивости. Все плывет под колесами, задняя покрышка пробуксовывает и вкапывается в то время, как переднее колесо зарывается или сносит в сторону. Песок слишком подвижен, не дает необходимого сцепления с дорогой, поэтому так велика вероятность падения.

Дополнительным отрицательным фактором служит растерянность пилота, который без практики песчаных поездок паникует, когда мотоцикл пытается вырваться из рук. Песок слишком чувствителен к резким маневрам. Если удается удержать равновесие и не упасть в движении, то при остановке тронуться с места будет проблематичнее из-за вкапывания. Груженые в путешествие мотоциклы здорово проседают при остановке на песке, что создает определенные неудобства.

Основные правила езды по песку

  • Регулировка давления в шинах
  • Положение тела на мотоцикле — ближе к задней подвеске
  • Соблюдение скорости и инерции движения
  • Торможение двигателем, исключать передний тормоз
  • Следить за траекторией

Регулировка давления в шинах

Если у вас есть возможность приготовиться к заезду по песку, то первым делом следует понизить давление в шинах. Средний показатель колеблется возле 0,3 бара, на которые вы спускаете давление от нормы. Не обязательно понижать давление в обоих колесах, но важно понизить его хотя бы на заднем колесе, так как его сцепление с поверхностью на данный момент гораздо ощутимее. К понижению давления в колесах прибегают и эндуристы при прохождении грязевых участков по тем же причинам.

Для любителей взрывать песчаные дюны существует специальная резина. Но даже если вы не готовитесь к поездке так тотально (или песчаный маршрут случайное короткое недоразумение) обратите внимание на протектор вашего мотоцикла. На шоссейной резине ехать по песку будет совсем не сладко, так может быть вовсе выбрать другой маршрут? Протектор шин подскажет вам поведение мотоцикла на песке, а значит, вы будете представлять, с чем имеете дело.

Положение тела на мотоцикле

Вот вы соскочили с хорошей дороги на песчаную. Первым делом вам необходимо или привставать на подножках, или что используется чаще — сесть, как можно дальше от бака, ближе к задней подвеске. Догадываетесь, зачем это нужно? При смещении собственного веса вы нагружаете заднюю часть мотоцикла и разгружаете переднюю. Как итог — ваш мотоцикл становится более устойчивым, а главное, перестает вкапываться передним колесом!

Долгая езда по песку сильно выматывает физически, так как вам необходимо прикладывать усилия к удержанию мотоцикла и его стабилизации. Песок не прощает ошибок, как и скоростная езда.

Скорость и инерция

Обычно, когда кто-то спрашивает о езде по песчаным дюнам, опытные отмахиваются:

Читайте также:  Шины kormoran snow 205 65 r16 95h

— Газуй, не бойся и садись дальше!

Смысл газовать не в том, чтобы проскочить участок на заднем, а в том, чтобы банально разгрузить переднюю подвеску. С дополнительной скоростью у вас появляется стабильность, а при низких оборотах велика вероятность увязнуть (если песок сухой). Кстати, если вы таки остановились и сели на песке, то не нужно шибко газовать. Задняя покрышка вкопается моментально. Тронуться с песчаной дороги будет сложно, поэтому, если вы чувствуете, что не справляетесь, дотяните хотя бы до более менее твердого участка, путь то проплешины травы или просто влажный песок (влажный песок более твердый и упругий, тронуться с него будет легче, чем с сухого).

Короткие участки песка проходят накатом, на постоянной скорости или по инерции во избежании лишней пробуксовки.

Скорость нужно выбирать соответственно возможностям маневрирования.

Другими словами: скорость должна позволять вам успевать реагировать на ситуацию без резких движений (вы все же не в мотокроссе), стабилизировать вас и не давать колесам увязать в рыхлом песке.

Торможение

На дорогах общего пользования передний тормоз основной и как бы вы не боялись упасть в торможении через руль, при должном опыте он спасает вам жизнь. На песке про передний тормоз вообще забудьте! Привычка или страх, все равно — не трогайте передний тормоз! Кто догадается почему? Ну же, я верю в вас!

— Загружается передняя вилка? — подумал мой читатель.

Кто вспомнил об этом, может гордиться своими навыками мотоциклиста. Загрузка передней вилки на песке равносильна +1000 к вкапыванию колеса и в последствии к падению или заворачиванию колеса в стороны. Поэтому тормозить следует двигателем. Задний тормоз использовать можно, но в крайнем случае, потому что заднее колесо и без того озадачено тягой.

Идеальный вариант — торможение двигателем. В таком случае вы меняете скорость плавно и аккуратно. Минимум резких движений — ваш главный принцип в езде по песку.

Траектория

Беда в езде по песку заключается в у том, что при любом резком или неверном движении, как мы уже говорили, колеса вкапываются, а переднее колесо при неудачном повороте вовсе заворачивается в сторону. Из-за подвижности песка равновесие ловишь, как канатоходец. С песком легко совладать, когда его мало, но стоит соскочить с трассы на разбитую грунтовку, которую «добрые» люди решили залечить машиной песка, то все, пиши «пропало».

Отсюда вывод: все маневры нужно совершать по более пологим траекториям. Даже если вам кажется, что с таким радиусом разворачиваться только двадцати тонные фуры, ваша задача проехать поворот без заворота колеса.

И еще одно очень важное наблюдение:

Старайтесь поворачивать не рулем, а наклоном мотоцикла. При повороте руля колесо часто засыпает песком и приходится бороться с мотоциклом. При маневрировании наклоном у вас будет пологая траектория, так как резко завернуть наклоном сложно. При постоянной скорости или движении по инерции в сочетании с управлением наклоном, вы сможете аккуратно маневрировать, а большего вам и не нужно.

И да, на песке наклоны могут выглядеть гораздо опаснее, чем на асфальте, но надежда вывернуть еще останется; подвижность песка здесь сыграет на вашей стороне при условии опыта. Новички пугаются, что мотоцикл вот-вот упадет (на асфальте с таким углом вы бы уже чесали спину об разделительную черту из-за срыва колеса), газуют и вылетают со страха в неизвестном направлении с дороги, так как спешат выровнять мотоцикл там, где надо было бы чуть-чуть поддать и закончить маневр. Песок настолько обволакивает покрышку, что при угле наклона символическое сцепление все же остается, чем пользуются более продвинутые мотоциклисты. Но это исключительно опыт, которому учатся на трассах кросс/эндуро.

При езде с пассажиром на песке следует быть максимально осторожным. Заднюю часть мотоцикла начнет водить в моменты маневрирования, хотя по прямой мотоцикл пойдет вполне уверенно. Но уверено, не значит, что он будет меньше проседать. С грузом мотоцикл вкопается в песок с куда большим удовольствием. Поэтому если вы все же застряли, постарайтесь разгрузить мотоцикл. С дополнительным весом пройти трассу будет труднее.

Читайте также:  Датчик давления шин горит красным

Источник

Как проехать по песку? 6 водительских приемов и столько же вещей, без которых не обойтись

С ситуацией, когда предстоит проехать по песку, автолюбитель встречается не только на берегу водоема, но и на обычных грунтовых дорогах.

Лучше всего чувствует себя в песке автомобиль с колесной формулой 4х4, с широкими и снабженными грунтозацепами шинами и мощным мотором с хорошим запасом эффективности системы охлаждения.

Важен вес автомобиля, а вернее удельное давление на грунт. Чем меньше весит автомобиль и чем большего диаметра и ширины шины на нем установлены, тем лучше он будет пробираться по песку.

Впрочем, и на моноприводном автомобиле можно проехать, если соблюдать некоторые правила.

Правила движения по песку

Вначале представим себе, что песчаный участок грунтовой дороги начался неожиданно. Большинство водителей постарается проскочить такой участок ходом, и это правильно.

Если же не получилось, придется применять специальные методы и дополнительное оборудование.

  • при движении по песку нужно избегать резкого добавления газа, провоцирующего пробуксовку и зарывание колес;
  • при длительном движении по песку не забывайте контролировать температуру двигателя во избежание перегрева;
  • недопустимо резко поворачивать руль на большие углы, потому что это сильно увеличивает сопротивление движению и повышает риск пробуксовки и закапывания ведущих колес;
  • двигаясь по колее, проложенной другими автомобилями, наблюдайте за ее особенностями. Если колея нечеткая, то нет смысла ехать по ней — ваши колеса только глубже провалятся. Лучше сместится в сторону с таким расчетом, чтобы одна из колей оказалась между левыми и правыми колесами машины. Если же в колее отпечатался протектор шины, по ней вполне можно проехать;
  • подбирая место остановки, старайтесь, чтобы площадка была горизонтальная, или останавливайтесь под уклон, чтобы легче было продолжить движение;
  • для остановки замедляемся плавно, не давая колесам нагрести впереди себя песчаные валы, которые затруднят последующий старт.

Как подготовиться к движению по песку?

Если вы точно знаете, что вам нужно будет преодолевать песчаный участок пути, то следует подготовиться заранее.

  • Пригодится манометр с функцией сброса давления для того, чтобы понизить давление в шинах на разумную величину, не допустив разбортировки колес из-за недостаточного остаточного давления. Иногда на компрессоре предусмотрен манометр с дефлятором — устройством для сброса воздуха. Снижение давления в шинах до 0,6 — 0,8 бар увеличивает пятно контакта, тем самым значительно снижается удельное давление на песок. Колеса будут меньше проваливаться и лучше катиться по песку. Снижать давление лучше во всех (ведущих и неведущих) колесах. При этом следует избегать резких поворотов руля при движении, чтобы избежать разбортировки шин.
  • Возьмите компрессор, чтобы иметь возможность восстановить давление в шинах до рекомендованных производителем значений после преодоления сложного участка.
  • Запас воды или ведро. Если смочить песок на своем пути, тронуться с места автомобилю будет легче — это уменьшит пробуксовку ведущих колес. Песок часто соседствует с водоемом, и тогда воды под колеса можно натаскать оттуда сколько угодно. Главное, не переусердствовать. А если край безводный, то 10–15 л припасенной воды способны в достаточной мере уплотнить песок под колесами.
  • Домкрат, которым комплектуют все автомобили, не лучший агрегат в песке. Песок быстро попадет на ходовой винт, и тот клинит. Лучше работают различные «Джеки» с зубчатой рейкой. Домкратом можно приподнять часть автомобиля и подсунуть под колеса устройство, о котором расскажу в следующем пункте.
  • Сенд-траки. Специальные пластины, которые можно подкладывать под колеса либо под пяту домкрата, чтобы машина не проваливалась в песок. В реальности часто заменяют крутые и недешевые приспособы обычными прочными досками.
  • Лопата, типа совковой, поможет откопать автомобиль, давно и прочно сидящий на днище. Вопрос только во времени.

После преодоления значительных песчаных препятствий следует осмотреть нижнюю часть автомобиль — не оторвалось ли чего. А еще полезно вынуть воздушный и салонный фильтры, чтобы оценить их состояние и попытаться вытрясти хоть часть пыли. В идеале их следует заменить.

Удачной всем дороги. В комментариях поделитесь, какими способами вам довелось выбираться из песчаного плена.

  • Как улучшить управляемость автомобиля, читайте тут.

Источник

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Движение автомобиля по песку затрудненно практически всегда, даже если это просто небольшой песчаный пляж на берегу речки или подъездная дорога к нему.

Читайте также:  Датчик давления в шинах хендай крета оригинал

Песок очень коварен, поэтому если в процессе поездки планируется выезд на песчаные грунты, то следует позаботится о том, чтобы в машине обязательно были лопата, топор, компрессор и желательно, но не обязательно, сэнд-траки, они же трапики.

Движение автомобиля по песку.

Так как автомобиль вязнет практически в любом песке, разве что кроме плотно утрамбованного, перед выездом на него надо включить полный привод и понижающую передачу. Если это помогает слабо и машина двигается с трудом, то стоит понизить давление в шинах. Снижение давления приводит к увеличению площади контакта протектора и улучшению его сцепления с песком, за счет чего и повышается проходимость.

Стравливать давление в шине надо хотя бы до 1.3-1.5 атмосфер, а если тип шины и жесткость ее боковины позволяют, то до 1.0 атмосферы. Снижение давления ниже 1.0 атмосферы, в большинстве случаев будет бессмысленно, так как зацепление увеличится незначительно, а вот нагрузка на структуру шины сильно возрастет. После выезда с песка надо не забыть и снова накачать шины до асфальтного давления, вот тут и пригодится взятый с собой автомобильный компрессор.

При езде по песку на шинах с пониженным внутренним давление следует соблюдать несколько простых правил : стараться избегать резких ускорений и торможений, руль поворачивать плавно и на небольшой угол, избегать поворотов с полностью вывернутым рулем, так как в этом случае высока вероятность разбортировать или повредить шину.

Во всех случаях, движение автомобиля по песку должно быть как можно более динамичным и если позволяет двигатель, то на более высоких передачах. Если невозможно продвигаться вперед без пробуксовки, то надо отъехать назад и начать движение заново, с большей скоростью. Каждый оборот буксующего в песке колеса только погрузит машину в него еще глубже.

Нетронутый сухой песок всегда оказывает меньшее сопротивление, чем уже взрыхленный, поэтому при возможности следует двигаться не в накатанной песчаной колее, а пуская одну из колей между колес. Если песок влажный, то наоборот, проще будет ехать по накатанной и утрамбованной колее.

По влажному песку вообще ехать проще, но при планировании маршрутов надо учитывать, что в солнечную погоду он за очень короткий промежуток времени может превратиться из влажного в сухой и выехать по нему обратно будет гораздо сложнее.

Преодоление песчаных подъемов и спусков.

Любой песчаный подъем легче всего преодолевать ходом, с разгона. Если автомобиль на подъеме остановился и начал буксовать, то движение наверх надо прекратить и начать все заново. В следующую попытку постарайтесь разогнать машину получше и выбирать более пологий заезд или по возможности изменить траекторию движения.

Прежде чем съехать по песчаному спуску, убедитесь что он не ведет в тупик, что на склоне останавливаться не придется и в случае необходимости вы сможете развернуться и преодолеть его обратно. Электронная антипробуксовочная система автомобиля, при преодолении песчаных подъемов и спусков будет скорее мешать чем помогать, поэтому ее желательно вообще отключить.

Если автомобиль застрял в песке.

Вот тут и пригодится взятая с собой лопата. С ее помощью надо будет убрать весь лишний песок из-под машины, чтобы она встала на колесах, а не лежала на днище. Кроме того надо подложить под колеса сэнд-траки (трапики), а если их нет, то нарубленные с помощью топора ветки.

Если подходящих деревьев поблизости нет, то под колеса можно подложить камыш, тростник и рогоз, которые почти всегда растут по берегам водоемов. Срезать эти растения ножом или рубить топором долго и неудобно, наиболее производительным в этом случае будет использование мачете.

Проходимость шин МТ и АТ по сухому и мокрому песку.

По этому поводу у каждого наверняка сформировалось свое личное мнение, основанное на собственном опыте, поэтому однозначного ответа тут быть не может. По субъективному мнению, на сухом песке шины АТ и МТ работают практически одинаково, все решает величина их сдутия.

На мокром песке преимущество у шин МТ, за счет большего расстояния между блоками протектора они меньше забиваются, тогда как АТ может замылится буквально уже через несколько десятков метров. В тоже время, стоит машине только начать буксовать и на шинах МТ она моментально зарывается в песок, и в итоге автомобиль садится на днище.

Источник

Adblock
detector