Меню

Дифзащита шин 110 кв принцип работы

Дифференциальная токовая защита шин

Дифференциальная токовая защита шин предназначена для быстрого отключения электрических цепей, включенных на сборные шины, при КЗ на сборных шинах или на любом другом оборудовании, входящем в зону действия защиты.

Зона ее действия ограничивается трансформаторами тока, к которым подключены реле защиты. В основу выполнения защиты положен принцип сравнения значений и фаз токов электрических цепей при КЗ и других режимах работы.

Для выполнения защиты дифференциальное реле РТ подключают к трансформаторам тока присоединений, как показано на рис. 1. При таком включении ток в реле всегда будет равен геометрической сумме вторичных токов присоединений.

При КЗ на шинах (рис. 1, а) вторичные токи присоединений будут иметь одно направление и через реле будет проходить сумма этих токов

При внешнем КЗ (рис. 1,б) ток в обмотке реле

реле работать не будет, если оно отстроено от тока небаланса, появляющегося вследствие погрешности трансформаторов тока.

Рис. 1. Токи в реле дифференциальной токовой защиты шин при КЗ на шинах (а) и внешнем КЗ (б)

Основанные на общем принципе, дифференциальные защиты шин могут отличаться друг от друга по схеме, что связано с приспособлением их к той или иной главной схеме подстанции. В эксплуатации находятся дифференциальные защиты шин для подстанций с одной и двумя системами шин, а также для подстанций с реактированными линиями и несколькими источниками питания.

Наибольший интерес с точки зрения обслуживания их оперативным персоналом представляют дифференциальные токовые защиты шин для подстанций с двумя системами шин с фиксированным распределением присоединений, которое часто используется как одно из средств ограничения токов КЗ в сетях 110—220 кВ. Ниже рассматривается одна из таких защит.

Отличительной особенностью защиты (рис. 2) является избирательность в отключении поврежденной системы шин, если соблюдено установленное распределение присоединений по шинам. Селективность действия обеспечивается применением в схеме двух избирательных токовых органов (комплектов реле) РТ1 и РТ2 и общего пускового органа (комплекта реле) РТЗ.

Реле каждого избирательного комплекта подключены к трансформаторам тока присоединений, зафиксированных за данной системой шин, и действуют на отключение выключателей только этих присоединений. Реле общего пускового комплекта подключены к трансформаторам тока присоединений обеих систем шин и поэтому срабатывают при КЗ на любой из систем шин. На внешние КЗ они не реагируют, даже если нарушена фиксация присоединений.

Работа дифференциальной токовой защиты шин.

При КЗ на одной из систем шин сработают токовые реле общего пускового комплекта РТЗ и подадут оперативный ток на отключение шиносоединительного выключателя (реле РПЗ) и одновременно на токовые реле избирательных комплектов РТ1 и РТ2. Отключение выключателей присоединений поврежденной системы шин произойдет в результате срабатывания промежуточного реле соответствующего избирательного комплекта.

В случае нарушения установленной фиксации присоединений оба избирательных комплекта защиты могут сработать при внешнем КЗ, так как токи в них не балансируются. Однако это не приведет к отключению присоединений, поскольку постоянный ток на реле избирательных органов подается общим пусковым комплектом, в реле которого токи будут уравновешены, и он не сработает.

Если при нарушенной фиксации присоединений КЗ возникнет на одной из рабочих систем шин, то сработают все три комплекта защиты и отключатся обе системы шин. Для сохранения селективности действия защиты в случае изменения фиксации Присоединений необходимо переключение из одного избирательного комплекта в другой токовых и оперативных цепей присоединений, переведенных на другую рабочую систему шин.

В схеме защиты (рис. 2) предусмотрен рубильник «Нарушение фиксации присоединений», шунтирующий цепи постоянного тока обоих избирательных органов. Включением этого рубильника из схемы защиты исключаются контакты токовых реле РТ1 и РТ2 избирательных комплектов, рубильник включают перед началом операций с коммутационными аппаратами, нарушающих установленную фиксацию присоединений. Он должен быть также включен, когда в работе находится одна система шин и на нее включены все присоединения.

При включенном рубильнике защита действует на отключение сразу всех выключателей. Если рубильник будет включен при работе обеих систем шин и фиксированном распределении присоединений, то в случае КЗ на одной из систем шин защита неселективно подействует на отключение выключателей обеих систем шин непосредственно от общего комплекта.

Для опробования напряжением одной из систем шин с помощью ШСВ в схеме защиты предусмотрена автоматическая блокировка, замедляющая отключение выключателей присоединений рабочей системы шин в случае включения ШСВ на КЗ. Блокировка выполнена с помощью реле ПВ7, имеющего при возврате большую выдержку времени, чем время отключения ШСВ. Именно на это время реле РП4 снимает минус оперативного тока с реле РП1 и РП2 избирательных комплектов, благодаря чему они не смогут отключать выключатели присоединений. Импульс на отключение ШСВ подается без замедления от реле РПЗ, как только подействуют реле пускового комплекта. Если отключение ШСВ по какой-либо причине затянется, по истечении времени возврата реле ПВ7 произойдет отключение рабочей системы шин.

Читайте также:  Перечислитель композитной шины что это такое

Рис. 2. Принципиальная схема дифференциальной токовой защиты двойной системы шин: 1 — ключ управления шиносоединительного выключателя В1 (ШСВ); 2 — то же обходного включателя В2 (ОВ). Контакты 1 и 2 замкнуты только на время включения, на рисунке они условно изображены как кнопки; 3 — кнопка, шунтирующая миллиамперметр; 4 — кнопка деблокировки сигнального реле; РТ1 — токовое реле избирательного комплекта I, системы шин; РТ2 — то же II системы шин; РТЗ — токовое реле общего комплекта; РТ0 — токовое реле сигнального комплекта; РП1—РП6 — промежуточные реле; PП0 — то же сигнального комплекта: ПВ7, ПВ8 — промежуточные реле с выдержкой времени; РВ0— реле времени сигнального комплекта; БИ9—БИ14 — испытательные блоки; С — рубильник нарушения фиксации; Н — накладки (отключающие устройства)

Аналогичная блокировка (реле ПВ8) предусмотрена и на случай опробования напряжением обходной системы шин с помощью обходного выключателя. На момент опробования вторичные цепи трансформаторов тока обходного выключателя должны быть выведены из схемы защиты (вынуты крышки испытательных блоков БИ9 и БИ10). Иначе возможное КЗ на обходной системе шин окажется внешним КЗ, и защита не сработает.

В эксплуатации не исключены обрывы или шунтирование вторичных цепей трансформаторов тока, к которым подключены реле защиты. В результате баланс токов в реле нарушается и они могут сработать даже при нормальном режиме работы подстанции.

Для предупреждения неправильной работы защиты предусмотрено устройство контроля исправности токовых цепей, выполненное при помощи токового реле РТ0 и миллиамперметра mA, включенных в нулевой провод трансформаторов тока. При некотором (опасном) значении тока небаланса устройство контроля срабатывает, выводит защиту из действия и оповещает персонал о неисправности. Постепенно развивающиеся повреждения в токовых цепях выявляются периодическими измерениями тока небаланса с помощью миллиамперметра при нажатии шунтирующей его кнопки 3.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Дифзащита шин 110 кв принцип работы

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ШИН 110–220 КВ

Владимир Фурашов, технический директор
Николай Дони, заведующий отделом перспективных разработок
Вячеслав Исаев, заместитель заведующего отделом подстанционного оборудования ООО НПП «ЭКРА», г. Чебоксары

После распада СССР производитель защиты сборных шин типа ДЗШТ-220 [1] Рижский опытный завод «Энергоавтоматика» оказался за границей. В России для защиты сборных шин выпускались и выпускаются до сих пор панели на электромеханических реле. В 1995 году ООО НПП «ЭКРА» был разработан и выпускался до 2002 года шкаф типа ШЭ2307 дифференциальной токовой с торможением защиты сборных шин 110–220 кВ на микроэлектронной базе [2].
К сожалению, шкафы на микроэлектронной базе по многим параметрам не удовлетворяют современным требованиям, таким, как надежность, многофункциональность, удобство наладки и эксплуатации, наличие функций осциллографирования, возможность встраивания в АСУТП и т.д.


Шкаф ШЭ2607 061
с открытыми дверями

В левой части шкафа расположены три терминала БЭ2704 061 (каждый из них содержит одну фазу ДЗШ), в правой – испытательные блоки для оперирования с цепями тока и ключи в выходных цепях для ввода-вывода действия ДЗШ на отключение.


Шкаф ШЭ2607 061
с закрытыми дверями

Габариты конструкции:
высота 2100 мм
ширина 1200 мм
глубина 600 мм

После распада СССР производитель защиты сборных шин типа ДЗШТ-220 [1] Рижский опытный завод «Энергоавтоматика» оказался за границей. В России для защиты сборных шин выпускались и выпускаются до сих пор панели на электромеханических реле.
В 1995 году ООО НПП «ЭКРА» был разработан и выпускался до 2002 года шкаф типа ШЭ2307 дифференциальной токовой с торможением защиты сборных шин 110–220 кВ на микроэлектронной базе [2].
К сожалению, шкафы на микроэлектронной базе по многим параметрам не удовлетворяют современным требованиям, таким, как надежность, многофункциональность, удобство наладки и эксплуатации, наличие функций осциллографирования, возможность встраивания в АСУТП и т.д.

Новый этап в создании защиты шин

В 2003 году НПП «ЭКРА» на базе микропроцессорных терминалов серии БЭ2704 разработало, сдало межведомственной комиссии и запустило в серийное производство шкаф ШЭ2607 061 для защиты сборных шин напряжением 110–220 кВ с фиксированным подключением и изменяемой фиксацией присоединений («двойная система шин», «двойная система шин с обходной», «двойная секционированная система шин с обходной»).
При разработке шкафа ШЭ2607 061 ставилась задача максимально сохранить традиционную российскую идеологию защиты шин и обеспечить возможность работы как с электромеханическими защитами, так и с современными микропроцессорными защитами присоединений. При этом устройство резервирования при отказе выключателя (УРОВ) может быть либо традиционным централизованным, либо индивидуальным (распределенным), как это принято в шкафах серии ШЭ2607, выпускаемых НПП «ЭКРА».
С 2003 года по настоящее время произведено более 40 шкафов ШЭ2607 061, большая часть из которых включена в работу.

Особенности шкафа ШЭ2607 061

На схеме 1 показана схема защищаемого распределительного устройства. В шкафу ШЭ2607 061 из семнадцати защищаемых присоединений три выполнены с жесткой фиксацией – это шиносоединительный выключатель ШСВ (Q1), секционный выключатель 1-й системы шин СВ1 (Q3) и секционный выключатель 2-й системы шин СВ2 (Q4). Еще три присоединения – обходной выключатель ОВ (Q5) и две линии (Q17, Q18) имеют возможность перефиксации с одной системы шин на другую с помощью оперативных ключей на двери шкафа. Изменить фиксацию одиннадцати оставшихся присоединений (Q6–Q16) с одной системы шин на другую можно посредством программных ключей (накладок) шкафа.
Такое выполнение позволяет гибко настроить конфигурацию шкафа на соответствие первичной схеме соединений, уменьшить объем операций с токовыми блоками и оперативными ключами и, следовательно, снизить количество ошибок оперативного персонала.
Для выбора уставок ШЭ2607 061 можно воспользоваться электротехническим справочником [2] и работой института «Энергосетьпроект» [3], учитывая при этом рекомендации, приведенные в руководстве по эксплуатации шкафа.

Рис. 1. Характеристика срабатывания ДЗШ

Iд – дифференциальный ток;
Iт – тормозной ток;
Iд.0 – начальный ток срабатывания ДЗШ;
Iт.0 – ток начала торможения ДЗШ;
Кт – коэффициент торможения ДЗШ;
Кт = 0,6 (tg a); Кт = 1,2 (tg в)

Защита выполнена пофазной. Она содержит пусковые органы (ПО), действующие при КЗ на любой из систем шин (СШ), а также избирательные органы первой (ИО1) и второй (ИО2) систем шин, определяющие поврежденную СШ. Сигнал на отключение поврежденной СШ появляется только при срабатывании пускового и избирательного органов поврежденной фазы/фаз.
ПО через промежуточные трансформаторы тока подключены к основным трансформаторам тока всех присоединений обеих СШ, за исключением трансформаторов тока ШСВ. ИО1 и ИО2 с помощью тех же промежуточных трансформаторов тока подключены к основным трансформаторам тока присоединений соответственно первой и второй СШ, включая трансформаторы тока ШСВ.
Дифференциальный ток формируется как модуль геометрической суммы всех токов, поступающих на вход реле ДЗШ. Тормозной ток определяется как полусумма модулей всех токов, поступающих на вход реле ДЗШ.
На рисунке 1 приведена характеристика срабатывания ДЗШ при крайних значениях по начальному току срабатывания Iд0, току начала торможения Iт0, коэффициенту торможения Кт. При этом нижняя характеристика соответствует более чувствительным уставкам, а верхняя – более грубым. Применение торможения в сочетании с дополнительной отстройкой по форме тока позволяет выполнить ДЗШ, надежно работающую при погрешности трансформаторов тока до 30%.
Одновременная работа пускового и избирательного органов ДЗШ обеспечивает селективное отключение поврежденной системы (секции) шин при соответствии схемы ДЗШ схеме первичных соединений. В случае несоответствия схемы ДЗШ схеме первичных соединений (при ремонте и т.д.) возможен ручной перевод ДЗШ на отключение обеих систем (секций) шин, в так называемый режим «нарушения фиксации присоединения». В этом случае отключение СШ производится только от ПО.
Для надежного отключения выключателей СШ при работе ДЗШ, в том числе и в цикле АПВ шин, предусмотрены логические цепи «очувствления» с использованием реле ЧТО. Реле ЧТО включается на дифференциальный ток ПО, но обладает более высокой чувствительностью, чем ПО, т.к. при неуспешном АПВ токи КЗ могут быть значительно меньше расчетных для нормального эксплуатационного режима. Кроме того, реле ЧТО имеет функцию запоминания с помощью выдержки времени на возврат.
Выключатели отключаются с помощью групп выходных промежуточных реле, имеющихся для каждого выключателя. Выходные промежуточные реле каждого присоединения при срабатывании ДЗШ обеспечивают отключение выключателя через два соленоида отключения, пуск УРОВ (2 контакта) и запрет АПВ (2 контакта).
В шкафу ШЭ2607 061 есть возможность отключения СШ при действии УРОВ присоединений. Цепи воздействия от индивидуальных УРОВ обеспечивают отключение СШ в соответствии с тем, к какой из СШ подключено данное присоединение. Помимо этого, в защите предусмотрены два входа, которые воздействуют на отключение соответственно 1-й и 2-й систем шин от групповых УРОВ 1-й и 2-й систем шин.
Реле контроля исправности токовых цепей контролирует баланс токов в каждой фазе пускового и избирательных органов ДЗШ и при обрыве во вторичных токовых цепях с выдержкой времени обеспечивает сигнализацию о поврежденной фазе и блокировку работы ДЗШ с самоподхватом. При необходимости блокировка от обрыва цепей тока может быть выведена ключом на двери шкафа. Предусмотрена также кнопка деблокирования ДЗШ.
Для резервирования индивидуальных УРОВ для присоединений ШСВ, СВ1, СВ2 в шкафу ШЭ2607 061 дополнительно установлены три комплекта УРОВ для ШСВ, СВ1 и СВ2. Для этих выключателей реализуется принцип индивидуального УРОВ, как по схеме с дублированным пуском, так и по схеме с автоматической проверкой исправности выключателя. Каждый из комплектов УРОВ обеспечивает действие без выдержки времени на отключение резервируемого выключателя, а затем с выдержкой времени – на отключение выключателей «своей» системы шин и запрет АПВ.
В устройстве защиты логические цепи запрета АПВ шин действуют в режимах:

  • неуспешного АПВ шин;
  • неполнофазного или полнофазного отказа выключателя;
  • отключения от УРОВ;
  • оперативного запрета АПВ при работе ДЗШ.

Режим работы выбирается специальным ключом на двери шкафа.
Имеется возможность ручного опробования от ШСВ, СВ1, СВ2, ОВ четырех присоединений Q6…Q9 (линий). При этом для выключателей ШСВ, СВ1, СВ2 отключение при неуспешном опробовании производится от пускового органа ДЗШ или дополнительных реле тока в присоединениях, для обходного выключателя – от пускового органа ДЗШ, для присоединений Q6…Q9 – от пускового органа ДЗШ или чувствительного токового органа. Необходимый измерительный орган для опробования выбирается с помощью программируемых накладок.

Схема 1. Схема защищаемого распределительного устройства


Сервисные возможности шкафа

Шкаф ШЭ2607 061 оснащен функциями осциллографирования и регистрации, которые выполнены так же, как у всех терминалов серии БЭ2704: осциллографируются все аналоговые каналы (токи и напряжения, поступающие на вход каждого терминала) и 48 любых дискретных сигналов (входные и выходные дискретные сигналы, измерительные органы). Регистрироваться могут 128 любых дискретных сигналов.
Специальный программный комплект EKRASMS позволяет вести мониторинг текущих значений всех аналоговых и дискретных входных сигналов, менять уставки терминалов, анализировать базы данных регистрируемых сигналов.
Просмотр и анализ аварийных осциллограмм осуществляется с помощью программы WNDR32. В качестве примера на рисунке 2 показаны осциллограммы короткого замыкания на шинах подстанции 110 кВ. На левой осциллограмме показано срабатывание ДЗШ на 1-й системе шин, а на правой – срабатывание ДЗШ на 2-й системе шин, которое произошло через 180 мс после первого КЗ. Время срабатывания измерительных органов ДЗШ составило 15 мс, общее время ликвидации КЗ с учетом отключения выключателей – 90–120 мс.

Рис. 2. Осциллограмма КЗ на ПС «Каргали»

Использование шкафа ШЭ2607 061 решает проблему отсутствия на российском рынке защиты сборных шин типа ДЗШТ-220. Основные принципы выполнения шкафа ШЭ2607 061 сохраняют традиционную российскую идеологию построения РЗА, поэтому ввод его в работу и эксплуатация не представляют сложностей для персонала.
Применение программы мониторинга EKRASMS и анализа осциллограмм WNDR32 облегчает работу эксплуатационного персонала как в нормальном режиме работы, так и при разборе аварийных процессов.

1. Таубес И.Р. Дифференциальная защита шин 110–220 кВ. – М.: Энергоатомиздат, 1984. – 96 с., ил. – (Б-ка электромонтера. Вып. 560).
2. Электротехнический справочник: В 4 т. Т.3. Производство, передача и распределение электрической энергии / Под общ. ред. В.Г. Герасимова и др. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство МЭИ, 2002. – 964 с.
3. Расчеты защиты шин 110–220 кВ/ Работа № 3264тм-т4. – М.: Ин-т «Энергосетьпроект».

© ЗАО «Новости Электротехники»
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Источник

Adblock
detector