Меню

Характеристика шин внутренних интерфейсов

Характеристика шин внутренних интерфейсов

Шиной называется вся совокупность линий (проводников на материнской плате), по которым обмениваются информацией компоненты и устройства ПК.

Шина имеет места для подключения внешних устройств — слоты, которые в результате становятся частью шины и могут обмениваться информацией со всеми другими подключенными к ней устройствами.

Шина, связывающая только два устройства, называется портом.

по функциональному назначению:

    • системная шина (ЦПУ и чипсеты)
    • шина кэш-памяти (ЦПУ и кэш)
    • шина памяти (ЦПУ и ОЗУ)
    • шины ввода-вывода
      • локальные — скоростная шина, для обмена информацией между быстродействующими периферийными устройствами (видеокартой, сетевой картой и т.д.) и системной шиной (PCI)
      • стандартная шина — для подключения более медленных устройств (ISA, USB)

по способу передачи данных

    • параллельно (все биты передаются одновременно, каждый по своему проводу)
    • последовательно (биты передаются один за другим по одному проводу)

Характеристики шин:

1. разрядность — число параллельных проводников, входящих в нее (64)

2. пропускная способность — количество байт информации, передаваемых по шине за секунду (тактовая частота * разрядность).

Стандарты шин ПК

Несомненное преимущество ПК — открытая архитектура, позволяющая в широких пределах изменять конфигурацию компьютера, адаптируя его для решения определенных задач. Принцип совместимости подразумевает стандартизацию интерфейсов отдельных компонентов ПК.

Интерфейс (сопряжение) — совокупность характеристики устройства, определяющих организацию обмена информацией между ним и ЦПУ (электрические, временные параметры, протокол обмена данными, конструктивные особенности).

Выделяют внутренние и внешние интерфейсы.

1. Внутренние интерфейсы расположены в корпусе ПК используются для подключения плат расширения и устройств к системной плате:

Источник

Внутренние интерфейсы

Интерфейсы, характеристики которых приводятся в табл. 1, а конфигурация разъемов — на рис. 2, относятся к внутренним интерфейсам.

Рис. 2. Разъемы шин ISA, PCI, AGP

Таблица 1. Основные характеристики внутренних интерфейсов

Стандарт Типичное применение Пиковая пропускная способность Примечания
ISA Звуковые карты, модемы 2 Мбит/с до 8,ЗЗ Мбит/с Практически не используется начиная с 1999 г.
EISA Сети, адаптеры SCSI 33 Мбит/с Практически не используется, замещается PCI
PCI Графические карты, адаптеры SCSI, звуковые карты новых поколений 133 Мбит/с (32-битовая шина с частотой 33 МГц) Стандарт для периферийных устройств
PCI-X — « — 1 Гбит/с (64-битовая шина с частотой 133 МГц) Расширение PCI, предложенное IBM, HP, Compaq. Увеличена скорость и количество устройств
PCI Express — « — До 16 Гбит/с Разработка «интерфейса 3-го поколения» (Third generation Input/Output -3GI0), может заменить AGP. Последовательная шина
AGP Графические карты 528 Мбит/с, 2х-графика (2х-графические карты) Стандарт для Intel-PC начиная с Pentium II, сосуществует с PCI
AGP PRO ЗD-графика 800 Мбит/с (4х-графика) Поддерживает видеокарты, потребляющие мощность до 100BT(AGP-до 25BT)

Шина ISA (Industry Standard Architecture) — стандартные шины XT (8 бит) и AT (16 бит). Шина XT имеет:

• 20-битовую шину адреса, что позволяет адресоваться к 220 = 1 Мбайт памяти;

• 3 канала прямого доступа к памяти (DMA);

• пропускную способность 4 Мбайт/с;

Из архитектурных особенностей шины укажем, что шина XT поддерживает централизованный метод арбитража, для чего в ней имеются общие линии запроса и ответа. Для обеспечения арбитража всем устройствам присваивается фиксированный уровень приоритета. Шина снабжена пятью линиями запроса на прерывания от различных устройств ПЭВМ к центральному процессору для привлечения его внимания. Каждая линия имеет фиксированный приоритет. Запуск процедуры прерывания производится по фронту сигнала.

В настоящее время XT практически не применяется.

В компьютерах AT шина расширена до 16 бит данных и 24 бит адреса. В таком виде она существует и поныне как самая распространенная шина для периферийных адаптеров. Шина AT имеет:

• 24-битовую шину адреса, что позволяет адресоваться к 16 Мбайт памяти:

• 8 каналов прямого доступа (DMA):

• пропускную способность 8 (16) Мбайт/с

Максимальная скорость передачи данных составляет (8 МГц х 16 бит = 128 Мбит/с, 128 Мбит/с / 2 (передача данных требует от 2 до 8 тактов) = 64 Мбит/с = 8 Мбайт/с).

Все перечисленные ресурсы системной шины должны быть бесконфликтно распределены между абонентами. Это подразумевает, что каждый абонент должен при операциях чтения управлять шиной данных (выдавать информацию) только по своим адресам или по обращению к используемому им каналу DMA. Области адресов для чтения не должны пересекаться.

Для шины ISA выпускаются два типа плат расширения — 16- и 8-разрядные платы.

Читайте также:  Дорама красавица гон шин озвучка

Шина EISA (Extended Industry Standard Architecture). Появилась в 1988 г. в качестве альтернативного варианта шины МСА и представляет собой дальнейшее развитие шины ISA. Главное преимущество по сравнению с МСА — совместимость с ISA и соответственно возможность использования многочисленных плат адаптеров, разработанных для ISA.

Основные характеристики:

¨ 32-разрядная шина адреса, что позволяет адресоваться к 4 Гбайт памяти;

¨ восемь каналов прямого доступа (DMA);

¨ пропускная способность — 33,3 Мбит/с.

Поддерживает режим автоматического конфигурирования Plug&Play. Шина позволяет однозначно определять устройства, подключенные к каждому из разъемных соединителей расширения. Специальные коды плат расширения считываются ПЭВМ во время ее загрузки. Используется «географический» принцип адресации устройств, когда магистральные линии системной шины дополнены индивидуальными (радиальными) линиями связи от каждого разъема расширения. Режим автоконфигурации устанавливается автоматически для плат EISA во время инициации.

При создании EISA использован ряд технических новшеств, позволивших существенно улучшить характеристики шины, в частности шина поддерживает программно-конфигурируемые адаптеры, позволяющие автоматически разрешать конфликты использования системных ресурсов программным путем.

В шине применен режим Burst Mode — скоростной режим пересылки пакетов данных, что существенно повышает производительность шины. Активное устройство, подсоединенное к шине (bus master), может использовать два режима передачи данных — стандартный и пакетный.

Стандартный режим передачи требует, чтобы управляющее и управляемое устройства обменивались соответствующими сигналами управления для записи или чтения 16- или 32-разрядных чисел.

В пакетном режиме данный обмен выполняется лишь в начале передачи. Для обеспечения пакетного режима в шине EISA использованы специальные символы управления.

EISA — дорогая, но оправдывающая себя архитектура, применяющаяся в многозадачных системах, на файл-серверах и везде, где требуется высокоэффективное расширение шины ввода-вывода. Перед шиной PCI у нее есть некоторое преимущество в количестве слотов, которое для одной шины PCI не превышает четырех, а у EISA может достигать восьми.

Шина MCA (MicroChannel Architecture). MCA — микроканальная архитектура — была введена в пику конкурентам фирмой IBM для своих компьютеров PS/2 начиная с модели 50. Шина МСА несовместима с ISA/EISA и другими адаптерами.

Состав управляющих сигналов, протокол и архитектура ориентированы на асинхронное функционирование шины и процессора, что снимает проблемы согласования скоростей процессора и периферийных устройств.

Существует два варианта шины — 16- и 32-разрядный (имеются в виду биты данных). В обоих вариантах поддерживается технология Plug&Play (программное конфигурирование).

Основные характеристики:

¨ 24-разрядная шина адреса, что позволяет адресоваться к 16 Мбайт памяти;

¨ частота работы — 10 МГц (возможны и другие частоты —16 МГц и более);

¨ пропускная способность — 16 Мбайт/с;

¨ 32-разрядная шина адреса, что позволяет адресоваться к 4 Гбайт памяти;

¨ пропускная способность — 20 Мбайт/с (в литературе говорится о возможности достижения 40 Мбайт/с и выше.)

Основные преимущества шины МСА заключаются в следующем.

1. Микроканал позволяет эффективно и автоматически конфигурировать все устройства программным путем (в МСА PS/2 нет ни одного переключателя).

2. Шина МСА дает возможность реализовать многопользовательский и многозадачный режимы работы микропроцессора. Этому способствует схема арбитража САСР (Central Arbitration Control Point), с помощью которой различные устройства получают доступ к системной шине данных; если два и более устройства одновременно пытаются получить управление МСА, аппаратные средства МСА разрешают этот конфликт. Схема преодоления конфликтов децентрализована, с защитой от монополизации. Аппаратные средства дают возможность поддерживать до 16 «интеллектуальных» устройств, взаимодействующих по шине без всяких помех: до 8 микропроцессоров и 8 других устройств, например контроллеров ПДП.

3. Повышенная по сравнению с шиной AT частота и разрядность обеспечивают сравнительно высокую пропускную способность (до 40 Мбайт/с).

4. Такие секции шины, как видеорасширения отображаемой памяти, а также аудиоканал, позволяют адаптерным платам соответственно: получать доступ к контроллеру VGA на системной плате; реализовывать специальный режим передачи данных Matched Memory; обмениваться аудиосигналами с системной платой.

Использование новых технологий монтажа и формата адаптерных плат, повышенная плотность размещения выводов микросхем и разъемов, существенно уменьшающих генерацию ПЭВМ электромагнитного излучения. Снижению помех прежде всего способствует размещение выводов в разъемах расширения и адаптерных платах: через каждые четыре вывода имеется вывод «земля» с обеих сторон разъема. Размещение выводов сдвинуто на противоположных сторонах разъема на два вывода, в результате чего каждый сигнальный вывод становится смежным с «землей». Более короткие проводники также обеспечивают снижение генерации помех.

Читайте также:  Что выделяют шины при хранении

При всей прогрессивности архитектуры (относительно ISA) шина МСА не пользуется популярностью из-за узости круга производителей МСА-устройств и полной их несовместимости с массовыми ISA-системами. Однако МСА еще находит применение в мощных файл-серверах, где требуется обеспечение высоконадежного производительного ввода-вывода.

Локальные шины VLB и PCI. Попытки улучшить системные шины за счет создания шин МСА и EISA имели ограниченный успех и не решали кардинальным образом проблемы, связанной с необходимостью быстрой «прокачки» по шине больших объемов информации, что особенно важно для высококачественных графических задач.

При появлении новых высокопроизводительных процессоров сдерживание производительности всей системы из-за недостаточной пропускной способности шины стало особенно очевидным.

Для решения проблемы были разработаны так называемые локальные шины (рис. 3), при этом исторически первой появилась шина VLB (VESA Local Bus), а приблизительно год спустя — шина PCI.

Основные предпосылки, заложенные при создании локальной шины сводятся к следующему. Локальные шины обеспечивают подключение периферии к скоростной шине собственно процессора (аналогично внешнему кэшу). При этом шина работает с частотой, соответствующей тактовой частоте процессора.

Передачей данных управляет не центральный процессор, а плата расширения (мост), который высвобождает микропроцессор для выполнения других работ.

Локальная шина обслуживает наиболее быстрые устройства: память, дисплей, дисковые накопители, при этом обслуживание сравнительно медленных устройств — мышь, модем, принтер и др. — производится системной шиной типа ISA (EISA).

Локальная шина VL-Bus (VESA). Исторически появилась первой и была создана специально для лучшего микропроцессора того времени 480DX/2. В зависимости от используемого центрального процессора тактовая частота шины может составлять от 20 до 66 МГц.

Стандарт шины VL 1.0 поддерживает 32-разрядный тракт данных, но его могут использовать и 16-разрядные устройства. Стандарт 2.0 рассчитан на 64-битовую шину в соответствии с новыми процессорами. Спецификация 1.0 ограничена частотой 40 МГц, а 2.0 — 50 МГц. В спецификации 2.0 шина поддерживает до 10 устройств, 1.0 — только три. Устойчивая скорость передачи составляет до 106 Мбайт/с (для 64-разрядной шины — до 260 Мбайт/с). Несмотря на то, что шина была оптимизирована на процессоры семейства 86, она может работать и с другими процессорами, что делает ее потенциальным кандидатом для разработки смешанных платформ.

Интересная возможность шины заключается в том, что 64-битовое устройство в 32-битовом слоте может работать как 32-битовое, и наоборот, 32-битовое устройство может работать в 64-битовом слоте как 32-битовое.

Спецификация определяет два вида устройства VL-шиныцелевые устройства (Local Bus Target — LBT) и активные устройства шины (Local Bus master — LBM). Активное устройство может инициировать передачу данных по шине и иметь собственный процессор. С другой стороны, целевые устройства отвечают на запросы, инициированные активными устройствами шины. Слоты шины VL располагаются в ряд с имеющейся шиной ISA, EISA или МСА.

Шину VLB обычно использовали для подключения графического адаптера и контроллера дисков. Адаптеры локальных сетей для VLB практически не встречаются. Иногда встречаются системные платы, в описании которых указано, что они имеют встроенный графический и дисковый адаптер с шиной VLB, но самих слотов VLB нет. Это означает, что на плате установлены микросхемы указанных адаптеров, предназначенные для подключения к шине VLB. Такая неявная шина по производительности естественно не уступает шине с явными слотами. С точки зрения надежности и совместимости это даже лучше, поскольку проблемы совместимости карт и системных плат для шины VLB стоят особенно остро.

Локальная шина PCI. PCI (Peripheral Component Interconnect bus) — шина соединения периферийных компонентов. Эта шина занимает особое место в современной архитектуре ПК (mezzanine bus), являясь мостом между локальной шиной процессора и шиной ввода-вывода ISA/EISA или МСА. Эта шина разрабатывалась в расчете на Pentium-системы, но хорошо сочетается и с 486 процессорами, а также с не-Intelовскими процессорами.

Шина PCI является четко стандартизованной высокопроизводительной шиной расширения ввода-вывода. Частота шины 20—33 МГц, PCI 2.1 допускает частоту 66 МГц. Теоретическая максимальная скорость — 132/264 Мбайт/с для 32/64 бит при 33 МГц. Слот PCI достаточен для подключения адаптера (в отличие от VLB), на системной плате он может сосуществовать с любой из шин ввода-вывода и даже с VLB (хотя в этом и нет необходимости). Шина PCI является самой высокоскоростной шиной расширения современных ПК (не считая специализированного порта AGP).

Читайте также:  Шина виленского как носить зимой

На одной шине PCI может быть не более четырех устройств (слотов). Мост шины PCI (PCI Bridge) — это аппаратные средства подключения шины PCI к другим шинам. Host Bridge — главный мост — используется для подключения PCI к системной шине (шине процессора или процессоров). Peer-to-Реег Bridge (одноранговый мост) используется для соединения двух шин PCI. Две и более шины PCI применяются в мощных серверных платформах, дополнительные шины PCI позволяют увеличить количество подключаемых устройств.

Автоконфигурирование устройств (выбор адресов, запросов прерывания) поддерживается средствами BIOS и ориентировано на технологию Plug and Play. Стандарт PCI определяет для каждого слота конфигурационное пространство размером до 256 восьмибитных регистров, не приписанных ни к пространству памяти, ни к пространству ввода-вывода. Доступ к ним осуществляется по специальным циклам шины Configuration Read и Configuration Write, вырабатываемым контроллером при обращении процессора к регистрам контроллера шины PCI, расположенным в его пространстве ввода-вывода.

В состав команд шины PCI введены сигналы для тестирования адаптеров по интерфейсу JTAG. На системной плате эти сигналы не всегда задействованы, но могут и организовывать логическую цепочку тестируемых адаптеров.

Шина РСI все обмены трактует как пакетные: каждый кадр начинается фазой адреса, за которой может следовать одна или несколько фаз данных. Количество фаз данных в пакете не определено, но ограничено таймером, определяющим максимальное время, в течение которого устройство может пользоваться шиной. Каждое устройство имеет собственный таймер, параметры которого задаются при конфигурировании устройств шины.

В каждом обмене участвуют два устройстваинициатор обмена (Initiator) и целевоеустройство (Target).

Арбитражем запросов на использование шины занимается специальный функциональный узел, входящий в состав чипсета системной платы. Для согласования быстродействия устройств-участников обмена предусмотрены два сигнала готовности IRDY и TRDY. Для адреса и данных на шине используются общие мультиплексированные линии AD. Четыре мультиплексированные линии С/ВЕ[3:0] используются для кодирования команд в фазе адреса и разрешения байт в фазе данных.

Известны также более поздние разновидности — PCI-X и PCI-Express, кроме того, к данному типу относится и PCMCIA — стандарт на шину блокнотных компьютеров. Она позволяет подключать расширители памяти, модемы, контроллеры дисков и стримеров, SCSI-адаптеры, сетевые адаптеры и др.

Базовый вариант адресует до 64 Мбайт памяти, разрядность 16 бит, частота до 33 МГц. Прямой доступ DMA не поддерживается, конфигурирование адаптеров — только программное.

Различают четыре типа PCMCIA. Электрически идентичные, они отличаются по габаритам и совместимы снизу вверх (меньшие адаптеры вставляются в большие гнезда). Толщина адаптера типа 1 не более 3,3 мм, типа 2 — 5 мм, типа 3 — 10,5 мм (НЖМД типа 3 —имеет толщину 13 мм), типа 4 — больше (нет стандарта).

Все PCMCIA-устройства имеют минимальное энергопотребление. Ведется работа по улучшению и расширению упомянутого базового стандарта, так в литературе говорится о 32-разрядной реализации, в которой производится мультиплексирование имеющихся 16 аппаратных линий данных.

AGP (Accelerated graphics port). Несмотря на разрядность и скорость шины PCI, оставалась проблема, которая превышала ее возможности, — передачу графической информации. Повышение разрешающей способности и цветности мониторов привело к необходимости повышения скорости передачи до 250 Мбит/с, в то время как пиковая пропускная способность PCI составляла до 132 Мбит/с.

Фирмой Intel было предложено решение в виде AGP — Accelerated graphics port (порт ускоренного графического вывода).

Схемы AGP взаимодействуют непосредственно с четырьмя источниками информации (Quadro port acceleration, рис. 4):

¨ процессор (кэш-память 2-го уровня);

Рис. 4. Схема взаимодействия элементов с использованием AGP

AGP функционирует на скорости процессорной шины (FSB). При тактовой частоте 66 МГц, например, это в 2 раза выше, чем скорость PCI, и позволяет достичь пиковой пропускной способности в 264 Мбит/с. В графических картах, специально спроектированных для AGP, передача происходит как по переднему, так и по заднему фронту тактовых импульсов ЦП, что позволяет при частоте 133 МГц осуществлять передачу со скоростью до 528 Мбит/с (это называется «2-х графика»). В дальнейшем была выпущена версия AGP 2,0, которая поддерживала «4-х графику», или четырехкратную передачу данных за один такт ЦП.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector