И 1.08-08 Инструкция по проектированию и монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств (выдержки)
Содержание:
1. РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
2. СОЕДИНЕНИЯ ШИН С ВЫВОДАМИ
3. СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ В ОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ
4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1: БОЛТЫ И ГАЙКИ
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ШАЙБЫ
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 9: ВЫВОДЫ КОНТАКТНЫХ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ ПЛОСКИЕ И ШТЫРЕВЫЕ
7. ДОПУСТИМЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ТОК ДЛЯ ШИН ПРЯМОУГОЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ
1. РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
1. Технология выполнения соединений
1.1. Разборные (болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин и климатических факторов внешней среды подразделяются на соединения:
а) без средств стабилизации электротехнического сопротивления;
б) со средствами стабилизации электрического сопротивления.
1.2. Контактные соединения шин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав алюминиевый сплав, медь-сталь, сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь и алюминиевый сплав-сталь для группы А не требуют применения средств стабилизации электрического сопротивления. Соединения выполняются непосредственно с помощью стальных крепежных деталей (рис.1 а).
Рис. 1. Разборные контактные соединения
1 — шина медная, из алюминиевого сплава или стали; 2 — алюминиевая шина; 3 — стальная шайба; 4 — тарельчатая пружина; 5 — стальной болт; 6 — стальная гайка; 7 — болт из цветного металла; 8 — гайка из цветного металла; 9 — шайба из цветного металла; 10 — металлопокрытие; 11 — шина медная, алюминиевая, из алюминиевого сплава или стали; 12 — медно-алюминиевая пластина; 13 — пластина из алюминиевого сплава; 14 — шина из алюминиевого сплава
1.3. Контактные соединения шин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А и Б, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следует выполнять с помощью одного из средств стабилизации сопротивления:
а) тарельчатых пружин по ГОСТ 3057 (рис. 1 б);
б) крепежных изделий из меди или ее сплава (рис. 1 в);
в) защитных металлических покрытий по ГОСТ 21.484, наносимых на рабочие поверхности шин или электропроводящей смазкой типа ЭПС-98 (рис 1 г);
г) переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357 (рис. 1 д);
д) переходных пластин из алюминиевого сплава (рис. 1 е).
1.4. Для группы Б контактные соединения шин из материалов алюминиевый сплав-медь, алюминиевый сплав-сталь, следует выполнять как показано на рис. 1 д, е; из материалов алюминий-медь, алюминий-сталь — как показано на рис. 1 б, в, д, е.
Рабочие поверхности шин и пластин из алюминия и алюминиевого сплава должны иметь защитные металлопокрытия.
1.5. Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин следует соединять с алюминиевыми шинами сваркой. Разборные соединения переходных пластин с медными шинами необходимо выполнять с помощью стальных крепежных деталей.
1.6. Расположение и диаметр отверстий для соединения шин шириной до 120 мм приведены в табл. 1.
Зависимость диаметра отверстия в шинах от диаметра стягивающих болтов следующая:
Диаметр отверстия в шинах, мм
Таблица 1
* Примечание только при соединении пакетов шин
1.7. Контактные участки шин шириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами. Ширина разреза зависит от способа его выполнения и должна быть не более 5 мм.
2. Подготовка к сборке разборных соединений
2.1. Подготовка шин для разборного соединения состоит из следующих операций: выполнение отверстий под болты, обработка контактных поверхностей и, при необходимости, нанесение металлопокрытия.
2.2. Расположение и размеры отверстий под болты должны соответствовать указанным в п. 1.6.
2.3. При массовой заготовке шин рекомендуется вырубку отверстий производить на прессах. Одновременная вырубка нескольких отверстий
может быть осуществлена с помощью специальных приспособлений. При вырубке отверстий с применением упора и кондукторов разметку производить не следует.
2.4. Длину болтов для соединения пакета шин необходимо выбирать по табл. 2. На болтах после сборки и затяжки соединений должно оставаться не менее двух ниток свободной резьбы.
Таблица 2
Длина болтов для соединения пакетов шин:
Толщина пакета шин в соединении, мм
алюминиевых с алюминиевыми
алюминиевых с медными или с шинами из алюминиевого сплава
2.5. Контактные поверхности шин необходимо обрабатывать в следующем порядке: удалить бензином, ацетоном или уайт-спиритом грязь и консервирующую смазку, у сильно загрязненных шин гибкой ошиновки кроме очистки внешних повивов после расплетки очистить внутренние повивы; выправить и обработать под линейку на шинофрезерном станке (при наличии вмятин, раковин и неровностей); удалить посторонние пленки ручным электроинструментом со специальным зачистным кругом, или другими насадками и приспособлениями для механизированных инструментов. Зачистку шин в мастерских электромонтажных заготовок рекомендуется производить на станке 3Ш-120. При зачистке алюминия применять шлифовальные круги не допускается. Не следует применять напильники и стальные щетки для одновременной обработки шин из различных материалов.
2.6. Для удаления окисных пленок рабочие поверхности следует зачищать. По окончании зачистки шин из алюминия или алюминиевого сплава на их поверхность необходимо нанести нейтральную смазку (вазелин КВЗ, ГОСТ 15975; ЦИАТИМ-221, ГОСТ 9433; ЦИАТИМ-201, ГОСТ 6267; электропроводящую смазку ЭПС-98 ТУ 0254-002-47926093-2001 или другие смазки с аналогичными свойствами). Рекомендуемое время между зачисткой и смазкой — не более 1 ч.
2.7. Способы и технология нанесения металлопокрытий на контактные поверхности шин даны в Приложении 8.
2.8. Поверхности, имеющие защитные металлические покрытия, в случае загрязнения перед сборкой следует промыть органическими растворителями (бензином, уайт-спиритом и т.д.).
Луженые медные желобки, предназначенные для закрепления медных шин в петлевых зажимах, необходимо промывать растворителем и покрывать слоем нейтральной смазки (вазелин КВЗ, ГОСТ 15975; ЦИАТИМ-201, ГОСТ 6267; ЦИАТИМ-221, ГОСТ 9433; электропроводящую смазку ЭПС-98 ТУ 0254-002-47926093-2001 или другими смазками с аналогичными свойствами). Зачищать такие желобки наждачной бумагой не следует.
2.9. Допускается наносить металлопокрытия на отрезки шин (пластин), которые затем приваривают к шинам на монтаже. Длина покрываемого отрезка шины (пластины) в зависимости от длины этого отрезка должна быть:
Источник
Пластины переходные для соединения алюминиевых и медных проводников. Типы и технологии
ОБЛАСТЬ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ
1.1. Требования Инструкция распространяется на разборные и неразборные контактные соединения шин толщиной до 15 мм, гибких шин и профилей (швеллерного, корветного, двутаврового и др.) из алюминия, твердого алюминиевого сплава АД31Т и меди, а также на соединение шин с выводами электротехнических устройств.
Для контактных соединений стальных проводников требования Инструкции являются рекомендуемыми.
Инструкция устанавливает требования к персоналу, выполняющему проектирование и монтажные работы, определяют организационные и технические мероприятия, обеспечивающие качество электромонтажных работ и их безопасность.
1.2. Настоящая инструкция вводится приказом организации и является обязательной к применению в организациях Ассоциации «Росэлектромонтаж».
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термины, упомянутые в Инструкции
Документ, устанавливающий термин
Способ лужения с одновременным удалением с поверхности металла окисной пленки при трении твердыми металлическими или неметаллическими частицами
Проводник, соединяющий заземляемые части с заземлителем
Контактный узел, образующий неразмыкаемый контакт
Линейное контактное соединение
Контактное соединение двух и более проводников токопроводов, кабелей, воздушных линий электропередачи, внешних цепей управления, сигнализации, защиты и др.
Лужение погружением в расплавленный припой
Начальное электрическое сопротивление контактного соединения
Сопротивление контактного соединения, измеренное непосредственно после сборки (до испытаний)
Неразборное контактное соединение
Контактное соединение, которое не может быть разомкнуто без его разрушения. Например, сварное, паяное, клепаное и др.
Нулевой защитный проводник
Проводник, соединяющий зануляемые части с нейтралью электроустановки
Материалы, номинальные электрохимические потенциалы которых близки по значению
Токоведущая деталь, предназначенная для соединения токоведущих шин из разнородных материалов и присоединения токоведущих шин из одного материала к выводам электротехнических устройств из другого материала
Пластина из алюминиевого сплава
Переходная пластина из твердого алюминиевого сплава
Переходная пластина, состоящая из медной и алюминиевой частей
Разборное контактное соединение
Контактное соединение, которое может быть разомкнуто без его разрушения. Например, винтовое, болтовое и др.
Размещение шины
Для размещения шины на схеме выберите инструмент «Добавить шину» из панели инструментов.
Шина представляет собой ломаную линию, состоящую из одного или нескольких ортогональных друг другу отрезков. При размещении шины необходимо указать вершины ломаной. Шина может быть размещена в любом месте листа схемы, но не поверх других объектов схемы (компонентов, цепей и т.д.).
- Кликните в редактор левой кнопкой мыши, под курсором при его перемещении будет пунктиром показываться предварительный вид шины.
- Задайте еще одну точку шины, кликнув в редактор левой кнопкой мыши. Выбранный участок зафиксируется и инструмент останется активным для продолжения размещения шины. От последней зафиксированной точки до текущего положения курсора будет построен новый участок шины, предварительный вид которого будет показан пунктиром.
- Для удаления нарисованных фрагментов шины, нажмите правую кнопку мыши и выберите пункт «ОЗавершить». При этом все зафиксированные участки шины сохранятся, инструмент будет доступен для размещения новой шины.
- Для выхода из инструмента нажмите правую кнопку мыши и выберите пункт «Выйти из инструмента».