Меню

Контроль за температурой контактных соединений шин

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Эксплуатация шин РУ. Основной задачей эксплуатации шин РУ является надзор за их состоянием и нагревом.

При эксплуатации шин особое внимание обращают на болтовые контактные соединения шин РУ друг с другом и с выводами аппаратов. Эти соединения должны удовлетворять следующим основным требованиям:

  • плотность тока в контактном соединении шин не должна превышать 0,3 А/мм2 для медных, 0,16 А/мм2 для алюминиевых и 0,075 А/мм2 для стальных;
  • падение напряжения в контактном соединении не должно превышать более чем па 20% величину падения напряжения для целого участка шины равной длины;
  • сопротивление контакта при температуре шин 70°С не должно превышать более чем на 20% сопротивление целого участка шипы, равного длине контактного соединения при той же температуре.

Сопротивление в болтовом контактном соединении ( R кон) ориентировочно определяют из выражения n

где n — число болтов; Е — усилие затягивания болта, кГ; k — коэффициент, равный 1,2 для меди, 10 — для алюминия и 75 — для стали.

Температура нагрева контактного соединения шин при нормальных режимах и рабочих токах не должна превышать температуру целого участка шины па расстоянии 1,5-2 м от места соединения. Контроль температуры нагрева осуществляется цветовыми индикаторами, отпадающими указателями или термосвечами.

Проверку нагрева контактных соединений следует производить в часы наибольших нагрузок. Сила затягивания болтов контактного соединения шин должна обеспечивать нормируемые величины переходного сопротивления и стабильность контакта. Болты затягивают специальным ключом с регулируемым усилием (крутящим моментом) или гаечным ключом, но с применением динамометра.

При завертывании болтов и гаек обычными (гаечными, разводными и др.) ключами применение рычага не допускается. Плотность прилегания шин в контактном соединении контролируют щупом (10X0,05 мм), который не должен входить между контактными поверхностями шин на глубину более чем 6 мм. Сборные и соединительные шины РУ должны иметь расцветку фаз, предусмотренную ПУЭ.

Эксплуатация изоляторов РУ . Одноэлементные опорные и проходные изоляторы РУ периодически подвергают испытаниям напряжений промышленной частоты, величины которых приведены в табл. 1.

Примечание. Опорные многоэлементные изоляторы испытывают путем приложения напряжения 50 кВэфф промышленной частоты к каждому элементу изолятора в течение 1 мин.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Измерение и контроль температуры контактов — защита от перегрева Thermosensor.

Одним из важных элементов надежности эл.снабжения является профилактический контроль за нагревом электрических контактов и соединений.

Контактные соединения — это наиболее уязвимые места любого оборудования.

При выгорании контактной части зачастую выбрасывается все оборудование, каким бы дорогим оно не было. И это хорошо, если удастся избежать пожара.

Как правило, в современных условиях контроль нагрева осуществляется при помощи тепловизора, либо пирометра.

Читайте также:  Краткая характеристика топологии шина звезда кольцо

А что делать, если у вас нет соответствующего измерительного инструмента? Либо контакт греется только в период максимальной нагрузки, когда вас рядом нет, а при замерах в другое время суток температура уже нормальная.

Есть ли какая-то возможность узнать, что вообще происходит в щитовой без каких-либо приборов? Оказывается есть.

Помогут в этом деле специальные термонаклейки или термостикеры. Сами производители их в шутку называют “умная изолента”.

Некоторые опытные электрики уже давно применяют такой “дедовский” способ, как наклеивание тонкой полоски обычной изоленты на металл наконечника. И делается это вовсе не в целях дополнительной изоляции.

По степени оплавления изоленты можно косвенно судить о том, грелся контакт или нет.

Взяв в основу этот нехитрый способ, разработчики его усовершенствовали и пошли еще дальше.

Данные термонаклейки выступают в роли контактного термоиндикатора. Они представляют из себя самоклеющуюся ПВХ ленту.

Выпускается целый набор таких стикеров, рассчитанных на разные значения пороговых температур.

Принцип работы здесь элементарный. Лента покрыта специальными светоотражающими кристаллами.

При нагреве поверхности эти кристаллы расплавляются и впитываются в полимерный состав на наклейке. В результате этого световые полоски становятся черными, сигнализируя персоналу, что в данном конкретном месте был перегрев.

Обратно свой цвет они уже не возвращают. Так что, если контакт грелся вечером или ночью, на следующий день вы это обязательно увидите.

После ревизии и подтяжки соединения, наклейку придется заменить на новую. Весь осмотр эл.щитовой будет заключаться в визуальном контроле цветовых полосочек.

При этом не нужно иметь с собой дорогостоящих тепловизоров или пирометров. Все максимально безопасно и элементарно просто.

Такая штука поможет вам оперативно предотвратить возможный пожар, аварию или повреждение оборудования.

Модельный ряд термоиндикаторов очень богат. Для каждой индивидуальной ситуации и щитовой можно подобрать свой стикер.

Они выпускаются на температуру от 50С до 130С.

Учитывая фазировку (ж-з-к) можно выбрать соответствующий цвет.

Провода и наконечники на жилы бывают большого и малого сечения. Соответственно и наклейки также можно подобрать по размеру – широкие или узкие.

Термонаклейки можно наносить как на контакты низковольтного оборудования (РЩ-0,4кв), так и в сетях среднего напряжения 6-10-20кВ.

Это могут быть жилы кабеля (с изоляцией), предохранители, шины в ячейках КСО и КРУ-6-10кВ.

Если вы изначально не знаете нормальную рабочую температуру оборудования, сперва воспользуйтесь трехточечными индикаторами.

Они покажут насколько греется контакт или изоляция в нормальном состоянии. А уже после этого можете смело наносить термонаклейку типа “волна” с температурой больше расчетной.

Сама наклейка хорошо пристает как к металлическому наконечнику (медь, алюминий), так и к изоляции жилы кабеля.

А что делать, если поверхность из материала с трудным сцеплением? Ничего страшного, просто как можно туже оборачиваете стикер кольцом вокруг этой поверхности и приклеиваете его сам на себя.

Читайте также:  Рекомендации рено по зимним шинам

Помимо кабеля или шин стикеры можно наносить на корпус двигателя, подшипники, редуктора, обмотки трансформаторов и т.п.

Преимущества такого способа нагрева контактов очевидны:

Вы можете купить целый набор наклеек с существенным запасом.

Для уличного использования выпускается несколько другой модельный ряд.

У этих наклеек при перегреве широкая белая полоса изменяет свой цвет на черный. Пропустить и не заметить такой сигнал на фоне солнечного света и синего неба будет проблематично.

Визуально такой маркер различим даже с расстояния нескольких десятков метров.

Уличные наклейки не боятся отрицательных температур. Гарантийный срок службы – 5 лет.

Визуальный контроль могут производить электрики с самой низкой группой по электробезопасности.

Однако помимо данной инновации разработчики пошли еще дальше. Визуальная инспекция конечно же хорошо, а что делать, чтобы не пропустить сам момент перегрева?

Как уже говорилось ранее, в пиковые часы нагрузки контакт может нагреться так, что произойдет авария или пожар, а вас рядом не будет. Как оперативно узнать об этом моменте?

Для этого воспользуйтесь другой разновидностью наклеек, которые входят в систему Thermosensor.

Помимо индикации нагрева этот стикер выделяет сигнальный газ (нетоксичный и негорючий). Откуда он берется?

В наклейке имеются замкнутые поры, заполненные жидкостью. Как только происходит рост температуры, давление в поре повышается и она взрывается, выбрасывая и высвобождая газ наружу.

Наличие газа фиксируется рядом установленным датчиком.


Сигнал от этого датчика вы можете вывести на любой пульт, лампочку, звонок, сигнализацию и т.д. Система даже позволяет посылать SMS уведомление на сотовый телефон, если вы находитесь далеко от объекта или диспетчерского пункта.

Таким образом вы моментально узнаете об аварийной ситуации в щитовой и сможете оперативно среагировать на нее еще до начала пожара.

Заметьте, что все пожарные датчики срабатывают уже после того, как произошло возгорание. А датчик Thermosensor среагирует, когда пожар еще даже не начался!

При этом производители долго подбирали химический состав газа таким образом, чтобы датчик реагировал именно на него и не возникало ложных срабатываний от табачного дыма, выхлопа автомашин и т.п.


Одна небольшая наклейка может выделять до 1м3 сигнального газа.

При помощи контрольно-приемных устройств (подключаемых по витой паре RS 485 или через радиоканал) и передачи сигнала на диспетчерский пункт, можно легко организовать оперативное реагирование на такую защиту.

Ей можно обвязать щитовые зданий и трансформаторных подстанций, расположенных на совершенно разных концах города. Диспетчер у себя на экране будет видеть сработку датчика и моментально пошлет туда оперативно-выездную бригаду еще до начала аварии.

Внедрив такую систему, надежность в наших электросетях можно повысить в разы.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Нагрев — контактное соединение — шина

Нагрев контактных соединений высоко расположенных шин открытых РУ рекомендуется контролировать с помощью термоука-зателеи однократного действия, которые в виде флажков или колец из проволоки прикрепляются к зажиму на легкоплавком припое. При нагреве зажима выше температуры плавления припоя ( 95 — 105 С) наступает его расплавление и флажок ( кольцо) падает на землю. [2]

Читайте также:  Шины для ошиновки трансформатора

Нагрев контактных соединений высоко расположенных шин открытых РУ рекомендуется контролировать с помощью термоуказателей однократного действия, которые в виде флажков или колец из проволоки прикрепляются к зажиму на легкоплавком припое. При нагреве зажима выше температуры плавления припоя ( 95 — 105 С) наступает его расплавление, и флажок ( кольцо) падает на землю. [3]

Нагрев контактных соединений шин открытых распределительных устройств высокого типа контролируют с помощью термоуказателей однократного действия, которые в виде флажков или колец из проволоки крепят к контактному соединению на легкоплавком припое. При нагреве выше температуры плавления ( 95 — 105 С) припой расплавляется и флажок ( кольцо) падает на землю. [5]

Температура нагрева контактного соединения шин при нормальных режимах и рабочих токах не должна превышать температуру целого участка шины на расстоянии 1 5 — 2 м от места соединения. Контроль температуры нагрева осуществляется цветовыми индикаторами, отпадающими указателями или термосвечами. Проверку нагрева контактных соединений следует производить в часы наибольших нагрузок. Сила затягивания болтов контактного соединения шин должна обеспечивать нормируемые величины переходного сопротивления и стабильность контакта. Болты затягивают специальным ключом с регулируемым усилием ( крутящим моментом) или гаечным ключом, но с применением динамометра. [6]

За температурой нагрева контактных соединений шин в РУ должен быть организован контроль по утвержденному графику. [7]

Контролируется степень нагрева контактных соединений шин и аппаратных зажимов. [8]

Температуру подшипника проверяют термометрами, термощупами или термосвечой, используемыми для контроля за нагревом контактных соединений шин в распределительных устройствах. [10]

Кольца подшипников в аппарате нагревают до 80 — 90 С. Температуру контролируют термометрами или термосвечами, которые применяются для проверки температуры нагрева контактных соединений шин на электростанциях. Существуют наборы термосвечей, состоящие из нескольких ( например, пяти) термосвечей с различными температурами плавления. Так, например, термосвеча № 1 плавится при температуре поверхности 55 С, № 2 -при 70 С, № 3 -при 80 С, № 4 -при 100 С и № 5 — при 130 С. [12]

При прохождении тока в первичной обмотке индуктируется ток в кольцах подшипника и нагревает их до температуры 80 — 90 С. Температуру подшипника проверяют при помощи термометров или термосвечей, применяемых для контроля за нагревом контактных соединений шин в распределительных устройствах. [14]

Питание на первичную обмотку подается от трансформатора 380 / 220 / 36 / 12 в мощностью 240 вт. Контроль за температурой подшипника осуществляется при помощи термосвечей, которые применяются для контроля за нагревом контактных соединений шин в распределительных устройствах. [15]

Источник

Adblock
detector