Меню

Переработка шин техника безопасности

Статья 47. Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства

Статья 47. Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства

1. Предприятия, учреждения, организации, граждане, лица без гражданства, иностранные физические и юридические лица, независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, находящиеся на территории государства и использующие в производственных и личных целях автомобильные шины и резинотехнические изделия, обязаны сдавать их на переработку на лицензированные предприятия, занимающиеся централизованным сбором и (или) утилизацией отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства.

2. Отработавшие автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства до отправки на переработку должны храниться на специально отведенных бетонированных или асфальтированных площадках, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Отработавшие автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства должны быть очищены от грязи и мусора перед их сдачей на упомянутые в пункте 1 настоящей статьи лицензированные предприятия.

Сдача отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства подтверждается документами, выдаваемыми упомянутыми в пункте 1 настоящей статьи лицензированными предприятиями.

3. Транспортирование отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства должно производиться в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на территории государства.

4. Предприятия, осуществляющие централизованный сбор, переработку и (или) утилизацию отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства, должны иметь государственную лицензию на этот вид деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

5. В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства предусматриваются, в частности, утилизация с получением тепловой и электрической энергии, пиролиз, получение резиновой крошки, производство продукции (брусчатки) с использованием резиновой крошки.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Переработка изношенных шин

Суть проблемы

В последние годы усилилась риторика и появились некоторые законодательные акты по поводу заботы об окружающей среде и переработке отходов не только в странах первого мира, но и на просторах России и бывшего СССР (например в Средней Азии). Это не удивительно, ведь переработка мусора и отходов является острейшей экологической, социальной и кое-где политической проблемой 21 века и пластмассы с резинами не являются исключением. С другой стороны, вторичное сырьё – это ценный ресурс для промышленности в условиях высоких цен на минеральное сырье, которое становится все более труднодоступным.

Одним из наиболее острых и актуальных вопросов в области вторичного сырья является переработка шин, отработавших свой срок. С точки зрения химического состава, помимо собственно резины в шинах находятся оксиды серы, цинксодержащие химикаты и прочие не всегда полезные соединения. Если изношенные шины просто сжигать, то при горении они могут образовывать комбинации вредных и ядовитых веществ.

По всему миру возникают перерабатывающие предприятия, которые по той или иной технологии производят различное сырьё из отработанных шин, однако этого явно недостаточно. Число автомобилей постоянно увеличивается, а с ним растет и количество выбрасываемых шин. Лишь в ЕС их количество составляет более 2 миллионов тонн ежегодно из которых по разным данным перерабатывается порядка 30 процентов. Нужно ли говорить, что в постсоветстких странах ситуация еще плачевней – в России в переработку поступает менее 17 процентов этого материала. Примерно столько же автопокрышек сжигается, загрязняя атмосферу (см. следующую главу). Проблема в том, что переработка шин по-прежнему является не совсем рентабельным предприятием.

Ценные качества использованных шин

Любая автошина включает в свой состав определенное количество ценного вторсырья. Среди него можно сразу назвать металлическую проволоку, текстильный корд и с некоторыми ограничениями каучук или точнее химическое сырье.

Металл из изношенных шин извлечь достаточно трудно, как в общем-то и текстиль. И с измельчением резины возникают проблемы. Чаще всего покрышки идут на получение из них энергии при сжигании или просто на измельчение с получением резиновой крошки. Эта крошка отправляется в качестве не очень ценного наполнителя для строительства дорог или резиновых плиток и покрытий различного применения.

Помимо сжигания и мехобработки с измельчением, отработанную резину перерабатывают, правда в гораздо меньшем количестве, используя пиролиз. Этот метод, не только гораздо более ресурсоемок и затратен, но и технически сложен. Однако, именно пиролиз отработавших шин, а также рассматриваемая ниже термомеханическая деструкция, дает наилучший экологический результат и ценное сырье для дальнейшего использования. Главная проблема заключается в том, что каучуки мало теплопроводны и требуют больших энергетических затрат на разрыв своих молекул.

Читайте также:  Есть ли шина для фазы

Метод сжигания

Автомобильные покрышки загрязняют воздух и вообще окружающую среду и в процессе эксплуатации – измельчаясь и засоряя природу микрочастицами. Но наибольший вред они причиняют при горении. Материал покрышек, как правило, хорошо поддерживает горение. В ходе него резиновая смесь и добавки, в нее входящие, выбрасывают в атмосферу вредные соединения, в том числе канцерогенные вещества.

Шины могут выделять мономеры в зависимости от марки использованного при их производстве каучука, токсичные химикаты и канцерогены: ароматические углеводороды, алифатические амины, сероуглерод, формальдегид и т.д. Кроме того выделяются низкомолекулярные соединения хлора, серы, азота и некоторых металлов.

Большинство из этих веществ можно успешно уловить при помощи систем очистки дымовых газов. Однако для этого обычно используются дорогостоящие катализаторы, которые предприятия, сжигающие шины могут и не приобрести вовремя и в нужных количествах.

Общая схема переработки шин

Классическая схема регенерации использованных покрышек на промышленных предприятиях показана на рис. 1.

Рис.1. Общий техпроцесс переработки шин.

4- ножевой измельчитель шин;

6- отделитель измельченного корда;

7- промежуточный бункер для измельченной резины;

10- червячно-дисковый или шнековый девулканизатор;

12- накопитель готового продукта.

Из показанной схемы видно, что переработка шин состоит из следующих основных стадий:

Измельчение поступившего вторсырья,

Получение резиновой крошки,

Химический процесс пиролиза или девулканизации с дальнейшим получением изделий.

Другие технологии переработки шин

Кроме классической технологии, известной еще с 20 века существуют множество альтернативных путей переработки изношенных шин.

Большое распространение получила криогенная технология дробления. По ней шины подвергают низкотемпературному воздействию, а затем разрушают при небольших нагрузках. Процесс проводят при температурах от минус 60 до минус 90 градусов Цельсия. При таких температурах резиновая смесь получает псевдо-хрупкое состояние и технология ее измельчения, и прежде всего извлечения металлокорда и текстиля становится гораздо проще. Также считается, что криотехнология серьезно снижает затраты на измельчение, прежде всего энергетические и улучшает КПД процесса по резине. Такая технология раньше всего получила распространение в Соединенных Штатах. Резиновая крошка, полученная в ходе криогенной технологии переработки, получила название «криорезина».

Еще один метод переработки шин включает измельчение покрышек при помощи подаваемой под высоким давлением воды. Недостатками этого процесса является много получаемой сточной воды, а также необходимость осушения полученного резинового порошка. Также остро встает проблема сушки полученной крошки.

Также недостатком всех описанных технологий является неразвитая поверхность получаемой резиновой крошки, что приводит к трудностям с ее последующим использованием.

Оборудование для измельчения шин

Применение любой технологии предполагает наличие установки для первоначальной нарезки покрышек. Предварительное измельчение на любых известных ударно-режущих дробилках имеет низкую производительность и требует частой заточки режущих ножей. Наиболее целесообразно применение оборудования для предварительного дробления валкового типа.

С точки зрения последующей регенерации резины, еще в СССР применяли технологии переработки, базирующиеся на термоокислительной деструкции вулканизованного каучука. При этом выходящий регенерат был низкого качества, т.к. деструкции и окислению подвергались и сами цепи каучука.

Усовершенствованием технологий стало внедрение термомеханических методов переработки отработанной резины, не только шин, но и прочих РТИ. На деструкцию межмолекулярных связей в вулканизованной резине при этой технологии идет термомеханическая энергия процесса, а окисление материала минимально. Из оборудования применяется шнековый экструдер, оборудованный специальной головкой, которая подает на резину, находящуюся в виде пленки, высокие сдвиговые деформации.

На рынке оборудования для вторичной переработки стран СНГ последние годы бал правят изготовители из Китая. Однако, уже несколько десятилетий конкуренцию и им, и машиностроителям других стран составляет украинское ПАО НПП «Большевик» (г. Киев, по некоторым данным в 2018 году сменило название на АО «Первый киевский машиностроительный завод»). На рубеже 20 и 21 веков инженеры «Большевика» запустили в производство линию нового поколения диспергатор-экструдер червячно-роторный. Этот агрегат с кратким названием ДЭКЧЕР (показан на рис.2) был предназначен для диспергирования шин в резиновый с размером гранулы от 0,1 до 1,0 миллиметра и имел производительность 150-250 кг/ч.

Рис. 2. Агрегат ДЭКЧЕР-250. 1- ротор; 2- корпус; 3- редуктор; 4- мотор; 5- сборник охлаждающей системы; 6- дозатор.

В процессе работы ДЭКЧЕР хорошо зарекомендовал себя, в частности энергозатраты на тонну готового гранулята 0,1-0,2 мм составили от 100 до 250 кВт, что было ниже показателей аналогичных машин. Интересно, что агрегат позволял проводить как минимум частичную «расшивку» резины, то есть деструкцию по сшитым связям. Резиновую крошку после ДЭКЧЕРа можно формовать под давлением в целостное изделие. В дальнейшие годы агрегат получил свое развитие, и более мощные машины выпускаются в Киеве под именем «Линия по переработке изношенных шин ЛПШ-500». Они имеют производительность 500 кг/час и обладают «машиной деструктуризации резины МДР-400» в составе линии.

Читайте также:  Можно ли чернить шины силиконом

Несмотря на достигнутые успехи, вторичная переработка закончивший свой путь автомобильных шин ставит еще много проблем. В дальнейшем их решение выглядит как работа навстречу друг другу и шинников по созданию более долговечных и лучше разлагаемых покрышек, и переработчиков.

Объявления о покупке и продаже оборудования можно посмотреть на

Обсудить достоинства марок полимеров и их свойства можно на

Зарегистрировать свою компанию в Каталоге предприятий

Источник

Проблемы переработки и способы утилизации автомобильных шин и покрышек

Благодаря развитию технологий и промышленности, а также уровня жизни населения, ежегодно увеличивается число автомобилей, а вместе с ним растут и объемы производства автомобильных шин. Так как срок их службы в среднем не превышает 4 сезона, проблема процесса утилизации шин остро стоит по всему миру.

Состав шин

Современные шины представляют собой источник ценных полимеров и включают в себя:

  • Каучук – синтетический или натуральный, различные смолы и технический углерод, которые вкупе образуют сложноструктурированную резиновую оболочку.
  • Металлические элементы, такие как бортовые кольца и проволока армирования.
  • Текстильные нитки армирования, выполненные из синтетических тканей.
  • Остальные составляющие, к примеру, клей.

Класс опасности отходов

В соответствии с законодательством Российской Федерации, отработанные резинотехнические изделия, включающие в себя резиновые шины автомобилей, относят к отходам IV класса опасности. Хотя данный класс принято считать малоопасным в соответствии с существующей классификацией, по ряду данных некоторых ученых, отнесение к нему старых шин не соответствует действительности.

Учитывая общее количество ежегодно выбрасываемых на стихийные свалки отработанных изделий, наносится весомый ущерб окружающей среде. А проблема рациональной утилизации покрышек оказывается все актуальнее с каждым последующим годом. Согласно закону, отработанные автопокрышки подлежат процессу обязательной утилизации.

Роль утилизации

Технология утилизации покрышек существует в развитых странах Европы еще с 70-х годов XX века. В России этот процесс начал применяться с 2000 года в связи с появлением автомобилей у большего количества россиян. На сегодня в европейских странах перерабатывается от 70 до 100% общего числа отработанных покрышек при большой материальной государственной поддержке отрасли переработки резиновых отходов.

Резиновые материалы покрышек считаются довольно токсичными и легковоспламеняющимися, процесс их разложения составляет 100-120 лет. Под влиянием различных внешних факторов среды, материал шин выделяет в атмосферу огромное количество токсичных веществ и летучих соединений при разложении. При этом ежегодно утилизируются 6-8 миллионов тонн автомобильных шин, и всего лишь 20-25% от их числа подлежит утилизации или применяется в каких-либо других областях, оставшаяся же часть вывозится на свалки.

По отчетам Всемирной организации здравоохранения, проблема загрязнения окружающей среды материалами отработанных автомобильных шин занимает второе место в мире, после изделий из полиэтилена. Основную проблему представляют мельчайшие частицы резиновых компонентов шин, которые в случае проникновения в организм человека вызывают целый ряд заболеваний: бронхиальную астму, раковые опухоли и огромный спектр аллергических реакций.

Помимо прочего, токсичные свалки, образованные из отработанных покрышек, отлично подходят для размножения грызунов и насекомых, которые переносят различные инфекции. Чем жарче климат местности, тем больше опасности исходит от внутренних частей покрышек, где образуется зона повышенной влажности, и условия, наиболее подходящие для жизнедеятельности микроорганизмов и иных представителей животного мира.

Переработка шин благоприятствует решению этих проблем, однако главным препятствием является необходимость привлечения больших инвестиций. Для этого требуется рассмотрение вопроса технологий утилизации шин на законодательном уровне и предоставление государством некоторых преференций для перерабатывающих компаний.

Юридические основания

Переработка покрышек автомобилей частично регулируется в Российской Федерации федеральным законом № 89 от 24.07.1998 «Об отходах производства», в который были внесены изменения и доработки в 2015 году. Последние изменения коснулись нормы, согласно которой компании, в деятельность которых входят производство и доставка автошин из-за границы, обязаны предпринять меры, в ходе которых будет проводиться обязательная утилизация материала автопокрышек, отслуживших свой срок эксплуатации.

Расчет годового объема утилизации покрышек требуется рассчитывать на основании нормативных показателей, зависящих от объемов производства или импорта продукции. Если в 2016 году показатель составлял 15%, то в 2017 его увеличили до 20%.

Способы утилизации

Все имеющиеся способы и технологии переработки автошин можно разделить на две группы: физические и химические.

Механическое измельчение

Наиболее распространенным физическим способом утилизации является процесс механического измельчения автомобильных покрышек. В России представлено около десяти производителей, изготовляющих и поставляющих оборудование для механизированного измельчения утилизированных автомобильных шин.

Технология переработки материала включает в себя несколько этапов: сначала из покрышки удаляются бортовые кольца, затем оставшийся материал дробят на крупные фрагменты, отслаивают металлический корд, и в завершение процесса измельчают резину на необходимые фракции.

Основой этого способа измельчения является утилизация шин при быстрых ударных воздействиях, вследствие чего получается измельченный, содержащий каучук порошок, средним диаметром 0,2 мм. Такой порошок применяется в составе асфальтовых покрытий автомобильных дорог. Единственный недостаток этого способа утилизации – огромная энергоемкость технологии и проблема быстрой скорости износа дорогостоящего оборудования, с помощью которого производится измельчение и переработка резины.

Читайте также:  Какое давление должно быть в шинах автокрана

Бародеструкция

Утилизация резиновых отходов способом бародеструкции происходит способом «псевдоожижения» авторезины с применением высокого давления для истекания материала из рабочей ячейки сквозь отверстия в ней. В ходе этого процесса каучуковые составляющие и текстильный корд отсекаются от бортовых колец и металлокорда, после чего происходит измельчение шин до состояния осязательной крошки из ткани и резины.

На следующем этапе технологии происходит процесс отделения тканево-резиновых частей и дробление измельченной крошки до нужных размеров. Металлокорд на выходе из камеры приобретает облик плотно спрессованного брикета. Снизить затраты энергии при утилизации автомобильной резины перерабатывающим компаниям поможет применение технологий, в основе которых лежит применение положительных температур вне зависимости от имеющегося в наличии оборудования для переработки измельченной резины.

Основная проблема способа бародеструкции – потребность оснащения оборудования режущими элементами с повышенной износостойкостью. При подобных технологиях необходимо применять многокомпонентную очистку измельченной резиновой крошки от включений металла и текстиля. Этот метод переработки характеризуется тем, что оборудование для утилизации резины усложняется и обходится дорого. А надежность его использования, а также результативность превращения изношенных покрышек в материал качественной резиновой крошки, значительно снижаются.

Криогенная переработка

С применением в производстве технологий турбохолодильных устройств достигается температура от минус 120 до минус 80 градусов, это уменьшает издержки на генерацию низких температур в несколько раз. В сравнении со способом использования жидкого азота, затраты энергии при переработке меньше в три раза.

Отделение сторонних компонентов от резины проходит эффективнее, но издержки повышаются из-за высокой стоимости холодильной камеры и прочего оборудования. Еще один недостаток технологии этого способа утилизации – гладкая поверхность резиновой крошки на выходе, что делает невозможным ее применение совместно с другими полимерными элементами, такими как каучук.

Воздействие озона

При переработке автомобильных шин низкими температурами, входящими в диапазон минут 90 — минус 60 градусов, материал измельчается, а резина вступает в так называемое псевдохрупкое состояние. Снижаются затраты энергии на измельчение резины, качество отделения текстиля, металла и прочих посторонних материалов увеличивается, улучшая качество переработанной резины на выходе. На большинстве перерабатывающих производств для измельчения применяется жидкий азот.

Сдерживающей развитие этой технологии переработки автомобильных шин проблемой является затруднение процесса перевозки и хранения жидкого азота, его высокая стоимость, связанная с применением энергозатратного оборудования и материалов для его изготовления.

Сжигание

Этот способ воспринимается неоднозначно: так как автомобильные шины хорошо поддаются процессам горения и выделяют при этом немало энергии, этот способ утилизации принято называть эффективным. Проблема технологии в том, что процесс горения резины происходит с выделением в атмосферу гидроксильных окислов азота, углерода и серы, которые становятся основной причиной выпадения кислотных осадков.

Также, при утилизации автомобильных покрышек (в процессе сжигания) выделяется в окружающую среду множество разновидностей токсичных соединений. Нельзя не упомянуть наносимый технологией природе ущерб от сажи: она поглощает любые аэрозольные примеси, включая токсичные. Затем эти примеси осаждаются на растительности, строениях и живых организмах, тем самым отравляя среду.

Сейчас существует возможность оснастить перерабатывающие заводы полностью контролируемыми печами для сжигания шин, а также мощными фильтрами для процессов поглощения загрязняющих веществ, однако затраты на установку такого оборудования делают процесс утилизации способом сжигания малорентабельным.

Продукты переработки

Выделяют два основных продукта переработки покрышек – это резиновая крошка и металл. При процессе переработки среднем 600 кг металла извлекается из одной тонны отработанных автомобильных шин. Резиновую крошку применяют в качестве материала дорожных покрытий, плит на железнодорожных переездах, прорезиненной плитки для тротуаров. А также она применяется при изготовлении лежачих полицейских и мягкого резинового покрытия детских площадок, которое обеспечивает безопасность в процессе их использования детьми.

Проблема переработки шин

Одной из распространенных проблем при планировании бизнеса по переработке автомобильных шин является поиск подходящего участка для постройки завода. Перерабатывающее предприятие необходимо разместить в отдалении от жилых помещений как минимум на 300 метров. Отлично подойдут помещения предприятий, прекративших свою работу. Как правило, у них уже есть все необходимые согласования и разрешения.

Другой проблемой утилизации является высокая стоимость технологий требуемых очистных систем. Поэтому многие предприниматели предпочитают совмещать процесс переработки автомобильных шин с утилизацией другого сырья, такого как стекло или пластик.

Из перечисленных проблем и особенностей работы предприятий по переработке автомобильных шин можно сделать вывод, что проблема утилизации покрышек в России стоит очень остро, и государству следует проявить больше заинтересованности в вопросе переработки покрышек для улучшения общей экологической обстановки.

Источник

Adblock
detector