Меню

Почему аквапланирование характерно для шин с сильным износом протектора

Почему аквапланирование характерно для шин с сильным износом протектора

Добрый день, дорогие друзья. Многие из вас, с целью экономии денег, ездят на покрышках до самого последнего момента, пока они полностью не станут лысой. Многие даже не задумываются о важности глубины рисунка шины автомобиля. Многие скажут: «А что не так, корт еще не лезет, шишек или порезов нет, значит еще можно один сезон откатать». Но они забывают, что одна покрышка может себя по-разному вести на разном дорожном покрытии, на сухом или мокром асфальте, например. Это все напрямую влияет на вашу безопасность и других участников движения.

Давайте попробуем разобраться, чем так важна глубина протектора шины, почему нельзя допускать ее уменьшения до минимального допустимого значения. Попробую объяснить, и на видео показать, что такое аквапланирование и как себя ведет автомобиль на мокром асфальте на «лысых» покрышках.

Что такое глубина протектора, ее минимальное значение по ПДД

Под глубиной протектора подразумевают высоту специального резинового рисунка протектора на поверхности автомобильной покрышки. Почему специального? – Потому что он в своей структуре имеет борозды, вырезы, так называемые «ламели», специально разработанные под определенные эксплутационные условия и нагрузки. Они помогают «выдавливать» из пятна контакта шины воду, снег и грязь. Тем самым, увеличивая сцепные свойства резины с дорожным покрытием и улучшая управляемость авто.

По мере износа этот рисунок «стирается». Глубина его уменьшается, что негативно сказывается на качестве сцепления колеса с поверхностью дороги. Чем меньше это значение, тем меньше размер пятна контакта. Особенно это сильно заметно при езде на мокром асфальте или подтаявшем снеге. Соответственно, управляемость машины падает, что влечет за собой ДТП. Ниже на картинке схематически изображено размер пятна контакта шины при езде по воде или снеге с уменьшением глубины протектора.

Поэтому, правилами дорожного движения установлены ограничения на эксплуатацию автомобиля с минимальным значением глубины рисунка шины. Эти ограничения каются не только легкового транспорта, но и мопедов, мотоциклов, грузовиков и автобусов. В таблице ниже указаны требования ПДД к глубине протектора покрышки.

Кроме этого, к автомобильным шинам предъявляются и другие требования, по их форме, состоянию корта и т.д., нарушения которые приведет к штрафу или запрету на эксплуатацию авто. Чтобы этого не допустить, рекомендуется самостоятельно измерять глубину протектора , тем более способов это сделать подручными средствами достаточно, например:

  1. При помощи штангенциркуля
  2. Если его нет, то с помощью монеты можно узнать остаточную глубину рисунка
  3. Китайскими глубиномерами с АлиЭкспресс
  4. По индикаторам износа

Эти все способы подробно описаны в статье, по ссылке выше. Рекомендую ознакомиться.

Что такое аквапланирование и как износ резины влияет управляемость автомобилем

Аквапланирование – это явление проявляется при езде по дороге, покрытой слоем воды. Если автомобиль едет с маленькой скоростью, то ламели покрышки успевают выводить воду из-под пятна контакта шины. При увеличении скорости они уже не успевают справляться со своими обязанностями. Перед колесом начинает образовываться водяной вал, который, по мере увеличения скорости или продолжительному движению по воде, врезается вглубь колеса, как бы «вклиниваясь» под него.

Если глубина протектора маленькая, то водяной клин полностью поднимает колесо над дорогой, оно начинает «планировать», лететь над асфальтом. Поэтому этот эффект и называется аквапланирование. В этот момент полностью теряется контакт покрышки с дорожным покрытием, автомобиль становится неуправляемым. Если глубина рисунка шины находится в пределах допусках, чем она больше, тем лучше, то ламели успевают «выталкивать» лишнюю воду, не допуская образования водяного клина под колесом.

Читайте также:  Ремонт шины если поврежден корд

Подобный эффект наблюдается при движении по талому снегу. Он называется слэшпленинг – планирование скольжением. То есть, планирование колесо по скользкой поверхности. В данном случае ламели с большим износом протектора не успевают выталкивать снежную «кашу» из-под покрышки, что приводит к уменьшению пятна контакта и потери управляемости машиной.

Чтобы минимизировать эффект от этих явлений, нужно контролировать остаточную глубину протектора. Помните, чем она больше, тем лучше «слушается» вас автомобиль на мокрой или заснеженной дороге.

Вывод

Зная, чем опасно ездить на «лысых» скатах, я думаю, многие автовладельцы пересмотрят свое отношение к состоянию покрышек. Не стоит экономить на покупке новой резины, если глубина вашей шины уже на грани полного износа. Это не сэкономит больших денег для вас, но сбережет здоровье вам и вашим пассажирам.

Источник

Шины: аквапланирование

Контакт шины с дорогой:
а — сухой,
б — мокрой,
в — при сильном дожде;
1 — участок контакта;
2 — участок водяного клина.

Известно, что при сильном дожде машина менее устойчива, чем при слабом. Почему так происходит?
Дело в том, что вода ухудшает сцепление шины с твердой дорогой, а стало быть устойчивость, из-за остающейся пленки влаги в месте их контакта и образования водяного клина. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, становится неуправляемым. Это явление, именуемое аквапланированием, чрезвычайно опасно, поэтому нельзя допускать его возникновения.
Если оно стало уже фактом, необходимо немедленно погасить скорость, по возможности не прибегая к тормозам, ибо остановленные таким путем или медленно вращающиеся колеса в момент «приземления» могут вызвать занос машины. Кроме скорости, большое влияние на аквапланирование оказывают тип рисунка и степень износа протектора, а также ровность покрытия дороги. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины, например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с серийным рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм. Подобная картина характерна и для покрытия дороги. Чем крупнее и острее его зерна, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта и шина лучше сцепляется с дорогой.

Почему у автомобиля ухудшается устойчивость и управляемость в начале дождя?
Пыль и грязь, не ощутимые на сухой дороге, образуют настоящую смазку, когда становятся влажными. Автомобиль порой ведет себя как на льду. Постепенно дождь смывает эту пленку с дороги, и сцепление шин с покрытием становится лучше, но, конечно, уступает условиям сухой дороги. А затем, в зависимости от скорости движения и интенсивности дождя может возникнуть аквапланирование.

Читайте также:  Распиновка can шины форд фокус

Источник

Раз – и ты совершенно беспомощен. В чем коварство аквапланирования и как его избежать

Аквапланирование – явление нечастое, но крайне опасное, поскольку ведет к потере контроля над автомобилем. Последний трагический случай имел место несколько дней назад. Каковы причины и как можно снизить риск подобных происшествий? Будем разбираться!

Что произошло

Поводом для возвращения к старой теме стало ДТП, которое произошло в начале этой недели на трассе Минск – Витебск с участием легкового автомобиля и маршрутного такси.

«Предварительно установлено, что в результате попадания колес автомобиля в образовавшийся на проезжей части поток воды произошел неуправляемый занос, в процессе которого автомобиль столкнулся с маршрутным такси», – сообщил Следственный комитет.

Это происшествие обратило на себя внимание, потому что в результате погиб человек. Но за пределами информационного поля остается много других аварий, которые имели куда менее печальные последствия. Причиной их возникновения также становилось аквапланирование. Давайте разберемся, из-за чего оно происходит и можно ли его избежать.

Как и почему происходит аквапланирование

Протектор шины имеет специальный рисунок, рассчитанный на то, чтобы выдавливать воду при проезде залитой водой дороги. Количество, форма, ширина и глубина канавок – все это работает на то, чтобы «прогонять» воду и сохранять сцепление с твердым покрытием. Если же по какой-то причине этого недостаточно, колесо поднимается над дорогой и начинает скользить по толще воды – это и есть аквапланирование.

На фото ниже на примере зимней покрышки Continental WinterContact TS870 225/45R17 наглядная демонстрация того, сколько литров воды за секунду «прогоняет» протектор шины в зависимости от ее износа на скорости 80 км/ч.

Просто мокрый или немного залитый водой асфальт причиной подобного явления не становится. Обычно речь идет о глубокой луже или же залитой колее. В любом случае объем воды должен быть достаточно большим, чтобы колесо «всплыло» над дорогой. А дальше…

Возможны различные сценарии развития ситуации. Если машина до этого ехала по прямой, есть шанс, что она просто заскользит в том же направлении. Но ее может развернуть (попадание колеса в «глубокую» воду означает его резкое торможение из-за возросшего сопротивления) или бросить вбок. А если это произошло в повороте, то сорвать с движения по дуге. В любом случае контроль над автомобилем теряется.

Что можно сделать по факту (спойлер: почти ничего)

На самом деле большинство людей при возникновении аквапланирования практически бессильны. Даже подготовленный водитель очень ограничен в своих действиях и способен сделать не очень много или вообще ничего. Причем последнее в некоторых случаях будет даже лучшим решением!

Давайте по порядку. Прежде всего, «срыв» происходит очень быстро и резко, и какое-то время автомобиль выходит из-под контроля водителя. Но это лишь часть проблемы. Попытка «словить» машину рулем или притормозить нередко лишь провоцирует проблему: когда колеса снова «цепляются» за дорогу, важно, чтобы они катились с первоначальной скоростью и в том же направлении, как до срыва. Если же они вывернуты или замедлены тормозами, это может привести к резкому заносу.

Именно поэтому решение ничего не делать (до возвращения сцепления с дорожным покрытием) может быть не таким уж плохим. Все действия (рулем или «газом») будут полезны, если будут выполнены точно и своевременно, в противном случае вреда будет больше, чем пользы. Попытки корректировать занос рулением можно предпринимать только когда вернется сцепление с дорогой. Вопрос в том, будет ли это еще возможно.

Читайте также:  Как правильно варить шин рамен

В любом случае для благополучного исхода помимо правильных в данной ситуации действий и хладнокровия нужна еще как минимум удача. На самом деле аквапланирование – одна из опаснейших ситуаций на дороге, в которой может быть бессилен даже хорошо подготовленный водитель. А посему…

Лучше до этого не доводить

Да, это как раз тот случай, когда шансы на успешное решение проблемы по факту ее возникновения невелики, поэтому крайне желательно если не исключить, то минимизировать вероятность ее возникновения. А вот такие возможности у водителя есть.

На вероятность возникновения аквапланирования влияют различные факторы. Прежде всего это уровень воды, а также рисунок протектора и его глубина. Но также нагрузка на колесо и скорость движения. На многие из этих составляющих водитель может в той или иной степени влиять.

Глубина лужи от нас не зависит, но мы выбираем, как ее проезжать. Если дорога залита водой, есть вероятность, что ее слишком много (один из тревожных симптомов – впереди идущий автомобиль не оставляет следов, поднимает высокие брызги), что уже повод рассматривать ситуацию как потенциально опасную. Дополнительный риск несут лужи, а также залитая водой продольная колея. Здесь решением может быть пропускать такие места между колес.

Надо понимать, что риск возникновения аквапланирования в большей степени зависит от глубины протектора. Чем больше он изношен, тем меньше воды способна вытеснить шина, тем выше риск «всплытия». Поэтому на старых покрышках нужна еще большая перестраховка.

И, наконец, скорость. Чем больше воды и чем меньше остаток протектора, тем меньше надо, чтобы колеса «всплыли» над дорогой. Но даже если покрышки новые, а лужи с виду не страшные, это не повод ехать аки посуху. В любом случае сильный дождь, вероятность затопления дороги и те же лужи – это повод снизить скорость. Риск аквапланирования возрастает на скоростях свыше 60 км/ч, но в отдельных случаях (большой слой воды, изношенные шины) это явление возможно и на 40-50 км/ч.

Что делать, если удалось оценить ситуацию лишь непосредственно перед въездом в воду? Если позволяют время и место, максимально гасим скорость до того момента, далее проезжаем водное препятствие уже без торможения, средним «газом» и по прямой. Если лужа в повороте, строим траекторию так, чтобы все равно проезжать ее по прямой.

В определенном смысле аквапланирование сродни прыжку с трамплина: сделать что-то в полете вы уже не можете – скорее, ухудшите ситуацию, исправлять ее надо было до (снижать скорость, чтобы не прыгать, или правильно заходить на трамплин). Или пытаться сделать что-то при приземлении.

Наш вердикт

Аквапланирование опасно тем, что водитель полностью теряет контроль над автомобилем, при этом ситуация развивается очень быстро и непредсказуемо. По счастью, оценить и снизить риск этого явления достаточно просто. Для этого нужно оценивать дорожную обстановку (учитывать погодные условия, состояние дороги, степень износа шин), правильно выбирать скорость и траекторию при проезде потенциально опасных мест.

Источник

Adblock
detector