Меню

Полуторная система сборных шин

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Полуторная схема

Полуторная схема ( рис. 2 — 10, а) имеет следующие преимущества: ревизия любого выключателя или системы шин производится без нарушения работы присоединений и с минимальным числом операций при выводе этих элементов в ремонт; разъединители используются только при ремонте ( обеспечение видимого разрыва до элементов РУ, находящихся под напряжением); обе системы шин могут быть отключены одновременно без нарушения работы присоединений. Как видно, полуторная схема сочетает надежность схемы со сборными шинами с маневренностью схемы многоугольника. [2]

Полуторная схема обеспечивает большую надежность работы установки, чем схема с одним выключателем на цепь. [4]

Высокой надежностью обладает полуторная схема с цепочками линия — трансформатор. [5]

Распределительные устройства для полуторной схемы могут быть выполнены также с установкой выключателей в два ряда и в один ряд. [7]

Схема экономичней и надежней полуторной схемы с линейными цепочками, она применяется также в РУ мощных электростанций. [8]

Повышенное число выключателей в полуторной схеме частично компенсируется отсутствием междушинных выключателей. [9]

Лучшей в этом смысле является полуторная схема , но и многоугольники также обладают высокой ремонтопригодностью. [10]

Достаточно высокую степень надежности имеет полуторная схема соединений ( рис. 7.21, д) с двумя системами шин и полутора выключателями на каждое присоединение. При осуществлении этой схемы вывод в ремонт аппаратов производится путем манипуляции выключателями. [12]

Следует подчеркнуть одно ценное достоинство полуторной схемы , состоящей из парных цепочек линия — трансформатор, — возможность при необходимости работать чистым блоком без связи на шинах ПС. [13]

В кольцевых схемах и в полуторной схеме обычно в цепи каждой линии имеется разъединитель независимо от наличия разъединителей по обе стороны выключателей. [14]

Так, например, в полуторной схеме ( рис. 4.3) для отключения линии Л в ремонт необходимо отключить выключатели В1 и В2, отключить линейный разъединитель Ря и снова включить В1 и В2 с тем, чтобы не снижать надежность присоединения блока к РУ. Таким образом, на каждый из вьжлючателей узла линейного присоединения приходится по четыре операции. [15]

Источник

Полуторная и другие схемы

Схема с двумя выключателями на присоединение

Схема с двумя рабочими и обходной системами сборных шин

Схема, приведенная на рисунке 10.3, дает возможность проведения ревизий любой системы шин и любого выключателя без перерыва работы присоединений, а также позволяет группировать эти присоединения произвольным образом.

Как правило, обе системы шин находятся в работе при соответствующем фиксированном распределении всех присоединений: линии W1, W3, W5 и трансформатор Т1 присоединены к первой системе шин А1, линии W2, W4, W6 и трансформатор Т2 присоединены ко второй системе шин А2, шиносоединительный выключатель QA включен. Такое распределение присоединений увеличивает надежность схемы, так как при КЗ на шинах отключаются шиносоединительный выключатель QA и только половина присоединений. Рассмотренная схема рекомендуется для РУ 110-220 кВ на стороне ВН и СН подстанций при числе присоединений 7-15, а также на электростанциях — при числе присоединений до12.

а) основная схема; б), в) варианты схемы.

Рисунок 10.3 — Схемы с двумя рабочими и обходной системами шин

Схема с двумя выключателями на цепь представляет собой разновидность схемы с двумя системами шин и приведена на рисунке 10.4. Повышение надежности и ремонтопригодность в ней достигается установкой последовательно с каждым разъединителем развилки выключателей.

Достоинства такой схемы заключаются в легкости проведения ремонтов любой системы шин и в возможности вывода выключателей в ремонт без операций разъединителями под током. Повреждение шин не приводит здесь к погашению присоединений.

Рисунок 10.4 — Cxeмa с двумя выключателями на цепь

Главным недостатком схемы является высокая стоимость.

Полуторная схема, приведенная на рисунке 10.5 а, обеспечивает ревизию любого выключателя или системы шин без нарушения работы присоединений и с минимальным количеством операций при выводе этих элементов в ремонт. При этом разъединители выполняют только обеспечение видимого разрыва. Полуторная схема сочетает надежность схемы со сборными шинами и маневренность схемы многоугольника. К недостаткам полуторной схемы относят усложнение релейной защиты присоединений и необходимость выбора выключателей и всего остального оборудования на удвоенные номинальные токи.

Схема 4/3, приведенная на рисунке 10.5 б сходна с полуторной, но более экономична, так как в ней приходится не на 1/2 выключателя на цепь больше, чем в схеме с двойной системой шин, а только на 1/3.

Рисунок 10.5 — Схемы: а — полуторная; б — 4/3

Источник

1.6. Схемы «Полуторная» и 4/3 (четыре – третьих)

Схемы применяются на напряжении 330 кВ и выше при числе присоедине-

На рисунке 1.16 показана схема, у которой отношение числа выключателей к числу присоединений равняется 1,5 (полтора).

Рисунок 1.16. Полуторная схема.

На рисунке 1.17 приведена схема, у которой отношение числа выключате-

лей к числу присоединений равняется4/3. Принцип построения схемы остается прежним, коэффициент экономичности (1,33) лучше, чем у полуторной (1,5), но применяется она все–таки реже.

Рисунок 1.17. Схема «Четыре – третьих».

Это связано с конструктивным исполнением схемы. Подвеска проводов двух присоединений в два яруса в одной ячейке требует увеличения высоты пор-

талов и значительно удорожает конструкцию ОРУ. Если учесть, что высота стан-

дартных порталов на ОРУ 500 кВ составляет 27 м, то становится понятно, почему такая конструкция применяется редко.

Эта проблема может быть решена путем использования соседних ячеек(ри-

сунок 1.18), но при этом общие размеры ОРУ существенно возрастают.

Ширина ячейки ОРУ 500 кВ составляет 30 метров, а при такой компоновке число ячеек удваивается, соответственно вдвое возрастает длина ОРУ. Поэтому предпочтение чаще отдают полуторной схеме.

1.7. Схема с двумя выключателями на одно присоединение

Схема является одной из самых дорогих и рекомендуется для использова-

ния на напряжении 330 кВ и выше в особо ответственных случаях. Например, на АЭС или на крупных ЭС, работающих в изолированных энергосистемах. Потеря такой ЭС может привести к полному развалу энергосистемы. В зимний период подобная авария может стать причиной не только остановки предприятий, но и гибели людей.

Схема (см. рисунок 1.19) позволяет без отключения присоединений ремон-

тировать любые выключатели и сборные шины. Она сохраняет в работе все при-

соединения даже при таком опасном повреждении, как КЗ на сборных шинах.

Источник

70 Полуторная система сборных шин. Достоинства, недостатки.

В полуторной схеме, каждое присоединение защищено 2 выключателями. Обычно источники питания заводятся с одной стороны, а все отходящие лини выводятся в другую сторону. Число источников питания соответствует числу отходящих линий. ДОСТОИНСТВА: 1) Надёжность системы 2)При КЗ на линии отключаются 2 выключателя со стороны КЗ.

Н ЕДОСТАТКИ: 1)Отключение токами КЗ двух выключателей приводит к увеличению общего количества ревизий. 2) Удорожание конструкции РУ при нечётном количестве присоединений, также нечётное кол-во присоединений снижает надёжность. 3) Усложнение релейной защиты.

71 Понятие о собственных нуждах электрических станций и подстанций. Электропривод механизмов собственных нужд.

Установки собственных нужд являются важным эле­ментом электрических станций и подстанций. Повреж­дения в системе собственных нужд неоднократно приво­дили к нарушению работы электростанций и к аварий­ному состоянию энергосистем. Состав электроприемников собственных нужд, потреб­ляемые ими мощность и энергия зависят от типа элек­тростанции (подстанции), вида топлива, мощности агре­гатов. Выбор схем собственных нужд электроустановок производят с учетом состава и характеристик электроприемников, мощности приводных механизмов, требова­ний к надежности электроснабжения отдельных групп потребителей. Электроприемники собственных нужд по их влиянию на технологический режим электроустановки условно делят на ответственные и неответственные. К ответствен­ным относят электроприемники, выход из строя которых может привести к нарушению нормальной работы или к аварии на электростанции или подстанции. Основным приводом механизмов собственных нужд являются асинхронные короткозамкнутые электродвига­тели различного исполнения с прямым пуском. Для ти­хоходных механизмов (шаровые мельницы), а также для очень мощных механизмов находят применение син­хронные электродвигатели. Для механизмов, требую­щих регулирования частоты вращения в широких преде­лах, применяют двигатели постоянного тока, а также асинхронные двигатели с дросселями насыщения или с управляемыми тиристорами в цепи статора. На электростанциях обычно принимают две ступени напряжения собственных нужд: высшее (3, 6 или 10 кВ) — для питания мощных электроприемников и низшее (380/220 В с заземленной нейтралью) —для пи­тания мелких электроприемников. На КЭС, ТЭЦ, а также АЭС высшее напряжение си­стемы собственных нужд, как правило, принимается рав­ным 6 кВ. Также на электростанциях средней мощности и с агрегатами мощностью 800—1200 МВт экономически целесообразно применение генераторного напряжения 10 кВ. На ГЭС электродвигатели основных механизмов пи­таются от сети 380/220 В, а электродвигатели крупных механизмов — от сети 6(10) кВ. В системе собственных нужд на всех напряжениях применяется схема с одной секционированной системой сборных шин.

Читайте также:  Какие шины лучше тунга или кордиант

71 Понятие о собствен нуждах электростанций и п/ст, электропривод механизмов собственных нужд. Кроме основных агрегатов эл ст оснащены большим числом различного рода механизмов, обслуживающих или автоматизирующих работу основных агрегатов и вспомогательных устройств станции. Все эти механизмы в совокупности вместе с приводными двигателями и соотв источниками, РУ, устройствами освещения и т. д., в ходят в комплекс называемый собственными нуждами. Все механизмы собств нужд можно разделить на ответсв, которые влияют на выработку эл эн и вспомогательные. электропривод механизмов собственных нужд: Тип электродвигателя и его рабочие характеристики выбирают в соответствии с характеристиками механизмов собствен нужд, т.е. 1)мощность эл двиг должна быть достаточной для работы механизма собств нужд в полную мощность. 2)эл.магнитн момент на валу двигателя должен обеспечивать пуск двигателя иего разворот до полной скорости вращения, при этом двигатель не должен перегреваться пусковыми токами выше установленных значений.3) Форма исполнения двигателя должны соответствовать окр.среде 4) В ряде случаев двигатели должны иметь регулирование частоты вращения в определен рамках и границах.АД-с КЗ ротором, СД, ДПТ.

Источник

Две одиночные секционированные выключателем системы шин

Две системы сборных шин с обходной СШ

Схема применяется на напряжении 110-220 кВ при числе присоединений шесть и более (рисунок 5.6).

Рисунок 5.6 Схема «Две системы сборных шин с обходной СШ» с однорядным расположением выключателей.

Схема сочетает достоинства двух предыдущих, т.е. позволяет без отключения присоединений производить плановые ремонты выключателей и сборных шин.

Порядок вывода в ремонт линейного выключателя Q:

1. Собирают схему обходного выключателя QO. Включают разъединители QS1(если линия W4 питается с СШ А1) и QS2.

2. Включают обходной выключатель для проверки состояния изоляции обходной системы шин. Если операция прошла успешно, то обходной выключатель отключают.

3. Включают шинный разъединитель QS3.

4. Повторно включают обходной выключатель QO, создавая обходной путь с СШ А1 через QS1, QO, QS2, обходную систему шин и QS3 в линию.

5. Отключают выключатель Q, размыкают разъединители QS4 и QS5 (QS6 нормально отключен).

Пока выключатель Q на ремонте, его функции будет выполнять обходной выключатель QO. Например, при коротком замыкании на линии W3 релейная защита подействует на отключение QO.

На электростанциях схему эксплуатируют с фиксированным присоединением источников питания и линий, равномерно распределяя их между системами шин.

При числе присоединений от 12 до 15 одна из СШ секционируется. При числе присоединений 16 и более секционируется обе СШ. С целью экономии выключателей в случае секционирования рекомендуется объединять функции обходного и шиносоединительного выключателя. Фрагмент схемы с числом присоединений от 12 до 15 показан на рисунке 5.7.

При секционировании следует по возможности равномерно распределять по секциям линии связи с системой, линии, питающие нагрузку, резервные трансформаторы собственных нужд, блоки генератор – трансформатор и трансформаторы (автотрансформаторы) связи с системой (рисунок 5.8).

Рисунок 5.8 схема ОРУ с однорядным расположением выключателей

На рисунке 5.8 показана схема ОРУ с однорядным расположением выключателей, позволяющая ограничиться одной дорогой, упростить системы слива масла и противопожарной безопасности, если выключатели масляные многообъемные, или воздухоподачи, если выключатели воздушные.

При ограничении ширины площадки, выделяемой под ОРУ, возможна установка выключателей в два ряда (рисунок 5.9).

Резервные (РТСН) или пускорезервные трансформаторы собственных нужд (ПРТСН) рекомендуется подключать к точке надежного питания на сторону среднего напряжения автотрансформатора (АТ) связи. Фрагмент схемы показан на рисунке 5.10.

Такой способ подключения позволяет сохранить в работе РТСН при коротком замыкании на сборных шинах и обеспечить возможность проведения ремонта выключателя Q. Во время ремонта его функции будет выполнять обходной выключатель QO.

Схемы со сборными шинами имеют очень широкое распространение, их очевидными достоинствами являются простота, наглядность, экономичность.

Основной недостаток состоит в том, что оперативные переключения в них производятся персоналом вручную с помощью разъединителей, не имеющих дистанционного управления. В экстренных ситуациях (ночью, в сложных погодных условиях) именно ошибочные действия персонала зачастую приводят к возникновению аварийных ситуаций.

По этой причине схемы со сборными шинами на напряжениях 330 кВ и более не применяются.

Схемы многоугольников

Простейшим многоугольником является треугольник (см. рисунок 5.11).

Рисунок 5.11 Схема «Треугольник».

Область применения схемы – от 35 кВ и более. Ее отличают простота, наглядность и экономичность. Однако на электростанциях, имеющих в основном потребителей первой категории, она применяется крайне редко. Питать потребителей первой категории от двух источников по одной линии, как и от одного источника по двум, нежелательно по соображениям надежности.

Более широкое распространение получила схема «Четырехугольник» (рисунок 5.12).

Рисунок 5.12 Схема «Четырехугольник».

Схема позволяет производить плановые ремонты выключателей без отключения присоединений. Однако при совпадении КЗ на линии в точке К1 с ремонтом выключателя Q1, релейная защита линии отключит выключатели Q2 и Q3 и вся схема обесточится.

На рисунке 5.13 показана схема четырехугольника с однорядным расположением выключателей, которая в аналогичной ситуации сохраняет один из источников питания и неповрежденную линию в работе.

Однорядное расположение выключателей позволяет производить расширение схемы, преобразуя ее в схему «пятиугольника» (рисунок 5.14). Конструкция ОРУ и эксплуатация выключателей при такой компоновке заметно упрощается. На всех присоединениях обязательно устанавливаются разъединители. При КЗ на любой линии или источнике питания защита действует на отключение двух выключателей. После этого размыкают разъединитель и включают выключатели, восстанавливая «кольцо».

Рисунок 5.14. Схема «Пятиугольник».

Схема «Пятиугольник», иногда ее называют схемой расширенного четырехугольника, применяется на напряжении 110 кВ и более. На напряжениях 110 и 220 кВ она является альтернативой схеме «Одна система шин с обходной», явно превосходя ее в надежности и экономичности.

Строительство любой электростанции осуществляется в течение нескольких лет. Между пуском первой очереди и следующими проходят годы. Иногда действующие ЭС расширяют и на них вводят новые блоки. Чтобы при расширении сохранить в работе существующую схему, ее дополняют. Например, к имеющемуся четырехугольнику подключают еще один. По такому принципу создают схемы связанных четырехугольников (рисунок 5.15) и шестиугольников.

Рисунок 5.15. Схема связанных четырехугольников.

Выключатели в перемычках ухудшают экономические показатели схемы и усложняют конструкцию распределительного устройства. Поэтому при большом количестве присоединений на напряжении 330 кВ и выше применяют схемы с многократным однотипным присоединением элементов.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Читайте также:  Маркировка всесезонных шин белшина

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

  • Астрономия
  • Биология
  • Биотехнологии
  • География
  • Государство
  • Демография
  • Журналистика и СМИ
  • История
  • Лингвистика
  • Литература
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Механика
  • Науковедение
  • Образование
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Политика
  • Право
  • Психология
  • Социология
  • Физика
  • Химия
  • Экология
  • Электроника
  • Электротехника
  • Энергетика
  • Юриспруденция
  • Этика и деловое общение

Строительство Две системы сборных шин с обходной

Секционированная система сборных шин с обходной

Обходная система шин позволяет на время ремонта выключателя какого-либо присоединœения заменить его обходным выключателœем.

Применяется на напряжениях 110 – 500 кВ. ОВ позволяет без перерыва питания вывести в ремонт выключатель любого присоединœения. ШСВ (шиносоединительный выключатель) – без перерыва питания переводить присоединœения с одной системы шин на другую и выводить в ремонт одну из СШ.

1. При КЗ на одной системе шин теряется только половина присоединœений.

2. При выводе в ремонт одной системы шин питание присоединœений переводится на вторую без перерыва питания.

3. В случае если требуется вывод в ремонт выключателя одного из присоединœений, его заменяют обходным без перерыва питания.

1. При КЗ на линии и отказе ее выключателя должно сработать УРОВ (устройство резервирования отказа выключателя) и отключить всœе выключатели той системы шин, к которой подключено поврежденное присоединœение.

2. При КЗ на одной из СШ теряется половина присоединœений, а если при этом произошел отказ ШСВ, то теряются всœе присоединœения.

Полуторная схема сборных шин

Схема еще носит название “3/2” – 3 выключателя на 2 присоединœения.

а) полуторная схема сборных шин без чередования присоединœений

1. При КЗ на одной из СШ отключаются выключатели 1-го или 3-го ряда, а всœе присоединœения остаются в работе.

2. При выводе в ремонт I или II СШ не требуется сложных переключений. Необходимо отключить выключатели 1-го или 3-го ряда.

3. При КЗ на линии отключаются 2 её выключателя и в случае отказа одного из них либо гасится система шин без потери присоединœений, либо теряется одна линия или один генератор.

4. При ремонте одной из СШ и КЗ на другой потери питания присоединœений не происходит. При этом блоки выделяются каждый на свою линию.

1. Дороже, чем всœе предыдущие схемы, т.к. содержит в полтора раза больше выключателœей.

2. Большие эксплуатационные расходы за счет большого объема ремонтных работ, так как при каждом отключении присоединœения отключаются 2 выключателя – большой износ выключателœей.

3. В случае если в ремонте находится один из выключателœей 1-го или 3-го ряда и возникло КЗ на одном из присоединœений, то теряем второе присоединœение этого поля.

4. Большая сложность релœейной защиты.

б) полуторная схема с чередованием присоединœений

Преимущество данной схемы перед предыдущей состоит в том, что при ремонтах выключателœей 2-го ряда и при отказе выключателœей 1-го или 3-го ряда при КЗ на линии количество потерь блока будет в 2 раза меньше. При отказе выключателя произойдет погашение системы шин и потеря присоединœения, выключатель которого ремонтируется. При этом, поврежденная линия может быть отключена разъединителœем и питание системы шин вместе с потерянным присоединœением восстановлено.

В случае если в схеме количество цепочек выключателœей будет больше 5, то шины рекомендуется секционировать выключателœем.

Благодаря высокой надежности и гибкости схема находит широкое применение в распредустройствах (РУ) 330 – 750 кВ на мощных электростанциях.

На узловых подстанциях такая схема применяется при числе присоединœений восœемь и более. При меньшем числе присоединœений линии включаются в цепочки из трех выключателœей, а трансформаторы присоединяются к шинам без выключателœей, образую блок трансформатор – шины.

Схема с двумя системами шин и четырьмя выключателями на три присоединœения (схема 4/3)

Схема наиболее эффективна, если число линий в 2 раза меньше или больше числа источников.

Имеет всœе достоинства полуторной схемы, а кроме того:

1. Более экономична (1,33 выключателя на присоединœение вместо 1,5);

2. Секционирование сборных шин требуется при числе присоединœений 15 и более;

3. Надежность схемы практически не снижается, если в цепочке будут присоединœены две линии и один трансформатор вместо одной линии и дух трансформаторов.

1. Все недостатки, которые присущи схеме 3/2;

2. По причине того, что в этой схеме выключателœей среднего ряда в 2 раза больше, чем в схеме 3/2, то при отказах этих выключателœей вероятность потери второго присоединœения будет выше.

Схема может выполняться с 1, 2, 3 или 4-х рядным расположением выключателœей. Наиболее удачным является двухрядное расположение выключателœей:

LR ставятся для компенсации емкостного тока, генерируемого ЛЭП на 500 кВ и выше.

Читайте также

Секционированная система сборных шин с обходной Обходная система шин позволяет на время ремонта выключателя какого-либо присоединения заменить его обходным выключателем. Применяется на напряжениях 110 – 500 кВ. ОВ позволяет без перерыва питания вывести в. [читать подробенее]

Схема с двумя системами сборных шин

ТЕМА: Электрические соединения главных схем

10.1 Схемы электрических соединений на стороне 6-10кВ

Схемы электрических соединений должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к главным схемам по надежности, возможности проведения ремонта, оперативной гибкости, экономической целесообразности, возможности опробования и вывода в ремонт выключателей без нарушения работы присоединения. Различают два основных типа схем электрических соединений с Umin = 6…10кВ.

— схемы с одной системой сборных шин,

— схемы с двойной системой сборных шин.

Схема с одной системой сборных шин.

Рисунок 10.1. Cхема с одной несекционированной системой сборных шин.

Наиболее простой схемой электроустановок на 6-10кВ является схема с одной несекционированной системой сборных шин (рисунок 10.1). Источники питания в схеме присоединяются к сборным шинам с помощью выключателей и разъединителей. Для отключения присоединения используется один выключатель.

Если же выключатель выводится в ремонт, то алгоритм отключения следующий:

— отключается выключатель Q5,

— отключается шинный разъединитель QS5,

— отключается линейный разъединитель QS6.

Операции с разъединителями необходимы только для обеспечения безопасности при ремонтных работах.

Основные достоинства схемы.

1. Однотипность и простота операций с разъединителями, благодаря чему снижается аварийность из-за неправильных действий персонала.

2. Возможность использования комплектных РУ, что позволяет снизить стоимость монтажа, широко использовать механизацию.

1. При ремонте сборных шин или шинных разъединителей необходимо снять напряжение с шин, что приводит к перерыву электроснабжения всех потребителей.

2. КЗ на сборных шинах вызовет отключение всех источников питания, следовательно, потерю электроснабжения всех потребителей.

Указанные недостатки частично устраняются разделением сборных шин на секции. Рассмотрим одну секционированную систему сборных шин на примере рисунка 10.2.

Рисунок 10.2. Схема с одной секционированной системой шин.

Схема имеет те же достоинства и недостатки, что и схема с одной несекционированной системой шин. Вместе с тем, авария на сборных шинах приводит к отключению лишь части шин и половины потребителей, а вторая половина присоединений остается под питанием. В этой схеме секционный выключатель QB в нормальном режиме может быть включен, если надо обеспечить параллельную работу источников. Выключатель QB может быть в нормальном режиме и отключен. Тогда секции сборных шин получают питание каждая от своего источника. При выходе из строя одного источника или коротком замыкании на линии соответствующий выключатель Q и разъединитель QS отключаются, а секционный выключатель QВ включается.

Читайте также:  Максимальный индекс скорости шипованных шин

Недостатки схемы.

1. При ремонте одной из секций ответственные потребители, нормально питающиеся от двух секций, остаются без резерва.

2. Потребители, нерезервированные по питанию, отключаются на всё время ремонта секции.

Схема с одинарной секционированной системой шин получила широкое распространение в системе питания собственных нужд АЭС.

Рисунок 10.3. Две секции шин нормальной эксплуатации.

1. Шины нормальной эксплуатации выполняются секционированными. Каждая секция получает питание от основного и резервного источников (рисунок 10.3). Резервный источник подключается при отключении основного источника. Число секций определяется требованиями к надежности и безопасности технологического процесса на АЭС. В качестве основного и резервного источников используются трансформаторы.

Взаимное резервирование между секциями одинарной системы сборных шин в рассматриваемом случае не предусматривается, то есть секционные выключатели QВ не предусматриваются.

2. Шины надежного питания потребителей 2 группы выполняются одинарными секционированными. Между секциями, к которым подключены потребители систем аварийного расхолаживания (САОЗ), резервирование не предусматривается. Число секций шин надежного питания САОЗ определяется количеством систем САОЗ, которых для реакторов ВВЭР и РБМК устанавливается по три на блок.

Рисунок 10.4. Одна секция надежного питания потребителей второй группы системы безопасности.

Каждая секция имеет два источника питания:

— источник основной – шины нормальной эксплуатации;

— источник резервный – дизель генератор.

На АЭС секции шин надежного питания потребителей машинного зала ВJ (паротурбинной установки и вспомогательного оборудования генератора) и реакторного отделения ВК связываются (рисунок 10.5) между собой секционными выключателями (QВ1, QВ2). В нормальных режимах питание на эти шины подается от шин нормальной эксплуатации через выключатели Q1 и Q3. При отключении одного из выключателей (Q1 или Q3) включаются секционные выключатели QВ1 и QВ2, обеспечивая резервирование питания потребителей шин ВJ и ВК. Если включение секционных выключателей не произойдет, то в качестве резервного источника питания секций ВJ и ВК будут использоваться дизель генераторы.

Рисунок 10.5. Секции надежного питания общеблочных

потребителей второй группы.

Схема с двумя системами сборных шин

С учетом особенностей электроприемников и схем их электроснабже-

ния на некоторых типах ЭС может предусматриваться схема с двумя системами сборных шин (рисунок 10.6).

На рисунке 10.6. схема представлена в рабочем состоянии. Генераторы G1 и G2 подключены на первую систему сборных шин А1, от которой получают питание групповые реакторы и трансформаторы связи Т1, Т2. Рабочая система шин секционирована выключателем QB и реактором LRB, назначение которого – ограничить токи коротких замыканий при коротком замыкании на одной из секций рабочей системы шин. Вторая система шин А2 является резервной. Напряжение на ней в нормальном режиме отсутствует. В схеме каждый элемент присоединяется через развилку двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как от одной, так и от другой системы шин. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительными выключателями QA1 и QA2, которые в нормальном режиме отключены. Возможен и другой режим работы, когда обе системы шин находятся под напряжением и все присоединения распределяются между ними равномерно. Такой режим называется с фиксированным присоединением цепей.

Рисунок 10.6. Схема с двумя системами сборных шин.

— гибкость схемы, возможность отключения для ремонта любого элемента без отключения других присоединений,

— достаточно высокая надежность схемы.

— большое количество разъединителей, изоляторов, токоведущих материалов;

— более сложная конструкция РУ по сравнению с предыдущей схемой;

— большие капитальные затраты;

— использование разъединителей в качестве оперативных аппаратов;

— большое количество операций с разъединителями и сложная блокировка между выключателями и разъединителями допускает возможность ошибочного отключения тока нагрузки разъединителями;

— вероятность аварий из-за ошибок обслуживающего персонала больше, чем в схемах с одной системой шин.

Иногда используется на расширяемых ТЭЦ.

1. Схема РУ с одной несекционированной системой шин. Достоинства и недостатки, пример применения.

2. Схема РУ с одной секционированной системой шин. Достоинства и недостатки, пример применения.

3. Схема РУ с двумя системами сборных шин. Достоинства и недостатки.

Две одиночные секционированные выключателем системы шин

Схема с двумя рабочими системами сборных шин без обходной

Для РУ генераторного напряжения электростанций (6, 10, 20 кВ) применяется схема с двумя рабочими системами сборных шин без обходной.

Раньше вторую систему сборных шин использовали в качестве резерв­ной при ремонте рабочей. Сейчас в РУ 110-220кВ, вторую систему шин используют постоянно в качестве рабочей системы в целях повышения надежности электроустановки. При этом присоединения с нагрузками распределяют между обеими системами. Для защиты сборных шин применяют дифференциальную токовую защиту, обеспечивающую селективное отключение поврежденной системы. При этом вторая система шин с соответствующими источниками энергии и нагрузкой остается в работе. Работа на одной системе сборных шин допускается только временно при ремонте другой системы. В это время надежность РУ снижается.

Достоинства рассматриваемой схемы:

1. возможность поочередного ремонта сборных шин без перерыва в ра­боте присоединений;

2. повышение надежности электроснабжения и ограничение тока к.з.;

3.возможность переключений отдельных присоединений с одной системы сборных шин на другую.

Недостатки схемы следующие:

1.при ремонте одной из систем шин снижается надежность РУ

2.при замыкании в шиносоеденительном выключателе отключаются обе системы шин;

З.в случае внешнего замыкания и отказа выключателя соответствующего присоединение отключается система шин;

5.большая вероятность повреждения в зоне сборных шин из-за частых переключений.

Чтобы частично устранить эти недостатки секционируют обе системы шин с помощью нормально замкнутых выключателей и предусматривают два шиносоединительных выключателя. Чтобы обеспечить возможности поочередного ремонта выключателей предусматривают обходную систему шин и обходные выключатели.(рис. 2б)

Две рабочие системы шин с обходной

Схема применяется для РУ высшего напряжения узловых подстанций и электростанций 110 – 220 кВ. При ремонте одной системы сборных шин присоединения переводятся на другую.

Шиносоединительный выключатель (ШСВ) в нормальном режиме работы может быть и включен и отключен. При переводе присоединений с одной системы шин на другую ШСВ должен находиться во включенном положении. Отдельные присоединения в нормальном режиме работы могут быть подключены к одной или обеим системам рабочей системы шин. Обходная система шин используется – как в предыдущей схеме – для ремонта выключателя одного из присоединений.

Полуторная схема, показанная на рис. 4, имеет следующие преимущества:

1. Ревизия любого выключателя или системы шин производится без нарушения работы присоединений и с минимальным числом операций при выводе этих элементов в ремонт.

2. Разъединители используются только при ремонте (обеспечение видимого разрыва до элементов РУ, находящихся под напряжением).

3. Обе системы шин могут быть отключены одновременно без нарушения работы присоединений.

К недостаткам полуторной схемы относят:

1. большое число выключателей и трансформаторов тока,

2. усложнение релейной защиты присоединений

3. выбор выключателей и всего остального оборудования на удвоенные номинальные токи.

Повышенное число выключателей в схеме частично компенсируется отсутствием междушинных выключателей.

С инженерной точки зрения понятие «барьер» есть компонент, ничего никуда не пропускающий. В работающем реакторе АЭС задолго до приближения проектной энерговыработки твэлов ТВС топливная монолитная матрица каждого твэла «на-ращивает» пористость в результате радиационного распухания, легко выпуская из себя радионуклиды к оболочке твэлов.
Государственная система промышленных приборов (ГСП) и средств автоматизации

Источник

Adblock
detector