Меню

Шина беллера своими руками

Какое участие в скелетном вытяжении берет шина Беллера

Шина Беллера — это механизм, призванный стабилизировать систему, состоящую из травмированной конечности, блока, грузов-утяжелителей. По сути, это металический механизм под ногой при скелетном вытяжении. С его помощью производится постепенная репозиция (скелетное вытяжение) при переломах бедра и голени, осложненных наличием костных отломков. Для скелетного вытяжения с использованием экстензионного механизма Беллера (так называют шину) рекомендуется использование специальной кровати. Или функциональной или травматологической, что упрощает уход за больным и делает возможным перемещения внутри больницы (посещение рентген-кабинета, других процедурных).

На видео ниже показана шина Беллера в разобрано состоянии:

Устройство состоит из двух рам вертикальной и горизонтальной (обеспечивающей устойчивость). Поверхность рам гладкая, наличие трещин недопустимо. Рамы образуют комбинированную шину, оборудованы блоками для крепления грузов. В комплекте также пружины, шнур, гамачки на петлях (в старых модификациях отсутствуют), распорки, маркированные противовесы с креплениями.

Описание и технические характеристики

Для успешного лечения переломов нижних конечностей современная медицина использует три метода:

  • фиксационный (иммобилизация с помощью гипсовой повязки),
  • оперативный (проведение репозиции во время операции),
  • экстензионный (спицы Кришнера, шину/экстензионный аппарат Беллера).

Использование методов скелетного вытяжения оправданно в случаях:

  • когда отломки кости невозможно сразу поставить не место, так как они сильно смещены,
  • есть несколько фрагментов кости,
  • показанием может быть сложный перелом, отягощенный поздним поступлением пострадавшего в стационар,
  • перед операцией,
  • в послеоперационный период.

Процедура не проводится детям в возрасте до 5 лет.

Механизм действия метода основан на физиологических законах, доказанных докторами Вебером, Дюбуа, Реймоном. Принцип прост – расслабление мышц и постепенное смещение фрагментов под действием системы грузов.

Основным противопоказанием является наличие очагов инфекции в зоне проведения манипуляции.

Подготовка шины

Не комплектующиеся гамаком на петлях шины Беллера перед применением требуется оборудовать с помощью гигроскопичной ткани или бинта. Полотно натягивают на верхнюю горизонтальную раму, фиксируют, пришивая с помощью иголки и крепкой нитки. Такой гамак не должен быть натянут слишком плотно, излишнее провисание также следует исключить.

На участке конструкции, который выполнен под углом 45 градусов, будет располагаться бедро и подколенная впадина пациента, металлические элементы на этом отрезке требуется обтянуть тканью или туго обмотать бинтом.

Шина устанавливается на травматическую кровать, таким образом, чтобы нижний блок с грузами находился за пределами койки, был вне поля досягаемости пациента.

Для репозиции в районе бедра используют верхний блок, проводить скелетное вытяжение голени необходимо, расположив конечность пациента на нижней части аппарата.

Во избежание передавливания сосудов и тканей в подколенной области в районе пятки подкладывают ватные прокладки, небольшие подушечки.

Располагая травмированную конечность, придерживайтесь схемы:

  • бедро пациента должно лежать под углом 45 градусов к голени,
  • стопа под углом 90 градусов к голени.

Перед натяжением с использованием тросиков с грузами, которые находятся в переднем блоке конструкции, на стопу надевают фланелевую стойку.

Источник

Приготовление кровати для больных со скелетным вытяжением, подготовка шины Белера

Оснащение: шина Белера.

Техника выполнения

Обычная больничная кровать с поднимающимся подголовником неудобна для лечения переломов скелетным вытяжением. Щит, без которого вытяжение невозможно, закрывает подголовник. Для поднятия туловища и головы больному необходимо бывает подложить 3-4 подушки, которые смещаются, «сползают». Рационально применение деревянных или металлических подголовников.

Если больного на щите укладывают на обычную кровать, то щит следует закрыть двумя матрацами, лучше если верхний будет поролоновый. Для придания больному функционально выгодного положения на обычной кровати под туловище и голову следует подложить втрое сложенный матрац. При лечении переломов шейки бедра и вертельной области у пожилых больных и стариков под ноги подкладывается валик или ножной конец нижнего матраца сворачивается вдвое. Этим обеспечивается полусогнутое положение как поврежденной, так и здоровой ноги. Выпрямление здоровой ноги на плоской постели является ошибкой, оно плохо переносится больным.

Таким образом, для лечения переломов скелетным вытяжением на обычной кровати требуется 3 матраца. Для лечения больных с переломами скелетным вытяжением (особенно больных с полифрактурами и сочетанными повреждениями) удобна функциональная кровать. Она легко передвигается (колеса на шариковых подшипниках), позволяет изменять углы подъема туловища и сгибания ног. Сетка ее натянута на четырех рамах, поэтому не перерастягивается при укладке больного, что позволяет проводить скелетное вытяжение без щита. Низкая спинка функциональной кровати не препятствует приведению и отведению ноги с шиной Белера. На основе функциональной кровати создана кровать для травматологических больных. В травматологическом отделении все кровати должны быть функциональными.

Шина Беллера необходима для лечения переломов костей нижней конечности методом скелетного вытяжения. Перед применением шины, её обтягивают тканью и крепят штангу с блоками, через которые подвешивают груз.

Источник

Шина Беллера

Шина Беллера – это демпфирующее т.е. подавляющее колебания устройство, предотвращающее неправильное сращивание костей нижних конечностей. Устройство используется для лечения переломов методом “скелетного вытяжения”.

Процесс заживления костей занимает продолжительное время, иногда на это уходят долгие месяцы. При таких условиях больному необходимо обеспечить наибольший комфорт, максимально избегая нарушений в процессе сращивания поврежденных костей. За счет того, что конструкция шины подразумевает крепление ноги в подвешенном состоянии, не нарушается циркуляция крови. Движения пациента могут быть более раскованы и свободны.

Как происходит закрепление ноги в шине Беллера?

Пострадавшая в результате перелома конечность укладывается на нижний ярус устройства. Для комфорта пациента под травмированную ногу подкладывают хлопчатобумажную пеленку.

Травматологической дрелью в кости просверливаются отверстия, через которые проводится металлическая спица из нержавеющей стали или титана.

Спица закрепляется с помощью скоб для скелетного вытяжения, таких как скоба Киршнера, скоба Цито.

Поврежденная кость и ее отломки фиксируются скобой выбранного размера.

Далее при помощи плотной упругой веревки скоба соединяется со специальной державкой, на которую устанавливаются грузы для скелетного вытяжения. При этом веревка протягивается через специальные ролики, установленные на шине Беллера.

Грузы для скелетного вытяжения имеют разный вес. Как правило используют грузы весом 0.5 кг, 1 кг, 3 кг и 5 кг.

Расчет веса груза производится исходя из массы конечности (15% от массы).

Далее происходит длительный процесс репозиции костей и их отломков.

В течении первых 3-5 дней врач проводит ежедневный осмотр травмированной конечности, положение костных отломков.

По истечении этого времени пациенту назначается рентгенологическое исследование.

Если отломки кости не вернулись в исходное положение, производится смена величины грузов и изменение направления тяги.

Когда репозиция костей произошла, вес груза уменьшают на 1 – 2 кг.

Примерно на 20-е сутки вес грузов должен составлять около 50% от первоначальной величины и т.д. до тех пор, пока есть необходимость в скелетном вытяжении.

В нашем интернет-магазине шина Беллера представлена в двух вариантах и отличается габаритными размерами:

Источник

Как сделать шину беллера

Приготовление кровати для больных со скелетным вытяжением, подготовка шины Белера

Оснащение: шина Белера.

Техника выполнения

Обычная больничная кровать с поднимающимся подголовником неудобна для лечения переломов скелетным вытяжением. Щит, без которого вытяжение невозможно, закрывает подголовник. Для поднятия туловища и головы больному необходимо бывает подложить 3-4 подушки, которые смещаются, «сползают». Рационально применение деревянных или металлических подголовников.

Если больного на щите укладывают на обычную кровать, то щит следует закрыть двумя матрацами, лучше если верхний будет поролоновый. Для придания больному функционально выгодного положения на обычной кровати под туловище и голову следует подложить втрое сложенный матрац. При лечении переломов шейки бедра и вертельной области у пожилых больных и стариков под ноги подкладывается валик или ножной конец нижнего матраца сворачивается вдвое. Этим обеспечивается полусогнутое положение как поврежденной, так и здоровой ноги. Выпрямление здоровой ноги на плоской постели является ошибкой, оно плохо переносится больным.

Таким образом, для лечения переломов скелетным вытяжением на обычной кровати требуется 3 матраца. Для лечения больных с переломами скелетным вытяжением (особенно больных с полифрактурами и сочетанными повреждениями) удобна функциональная кровать. Она легко передвигается (колеса на шариковых подшипниках), позволяет изменять углы подъема туловища и сгибания ног. Сетка ее натянута на четырех рамах, поэтому не перерастягивается при укладке больного, что позволяет проводить скелетное вытяжение без щита. Низкая спинка функциональной кровати не препятствует приведению и отведению ноги с шиной Белера. На основе функциональной кровати создана кровать для травматологических больных. В травматологическом отделении все кровати должны быть функциональными.

Шина Беллера необходима для лечения переломов костей нижней конечности методом скелетного вытяжения. Перед применением шины, её обтягивают тканью и крепят штангу с блоками, через которые подвешивают груз.

Какое участие в скелетном вытяжении берет шина Беллера

Шина Беллера — это механизм, призванный стабилизировать систему, состоящую из травмированной конечности, блока, грузов-утяжелителей. По сути, это металический механизм под ногой при скелетном вытяжении. С его помощью производится постепенная репозиция (скелетное вытяжение) при переломах бедра и голени, осложненных наличием костных отломков. Для скелетного вытяжения с использованием экстензионного механизма Беллера (так называют шину) рекомендуется использование специальной кровати. Или функциональной или травматологической, что упрощает уход за больным и делает возможным перемещения внутри больницы (посещение рентген-кабинета, других процедурных).

На видео ниже показана шина Беллера в разобрано состоянии:

Устройство состоит из двух рам вертикальной и горизонтальной (обеспечивающей устойчивость). Поверхность рам гладкая, наличие трещин недопустимо. Рамы образуют комбинированную шину, оборудованы блоками для крепления грузов. В комплекте также пружины, шнур, гамачки на петлях (в старых модификациях отсутствуют), распорки, маркированные противовесы с креплениями.

Описание и технические характеристики

Для успешного лечения переломов нижних конечностей современная медицина использует три метода:

Использование методов скелетного вытяжения оправданно в случаях:

Процедура не проводится детям в возрасте до 5 лет.

Механизм действия метода основан на физиологических законах, доказанных докторами Вебером, Дюбуа, Реймоном. Принцип прост – расслабление мышц и постепенное смещение фрагментов под действием системы грузов.

Основным противопоказанием является наличие очагов инфекции в зоне проведения манипуляции.

Подготовка шины

Не комплектующиеся гамаком на петлях шины Беллера перед применением требуется оборудовать с помощью гигроскопичной ткани или бинта. Полотно натягивают на верхнюю горизонтальную раму, фиксируют, пришивая с помощью иголки и крепкой нитки. Такой гамак не должен быть натянут слишком плотно, излишнее провисание также следует исключить.

На участке конструкции, который выполнен под углом 45 градусов, будет располагаться бедро и подколенная впадина пациента, металлические элементы на этом отрезке требуется обтянуть тканью или туго обмотать бинтом.

Шина устанавливается на травматическую кровать, таким образом, чтобы нижний блок с грузами находился за пределами койки, был вне поля досягаемости пациента.

Для репозиции в районе бедра используют верхний блок, проводить скелетное вытяжение голени необходимо, расположив конечность пациента на нижней части аппарата.

Во избежание передавливания сосудов и тканей в подколенной области в районе пятки подкладывают ватные прокладки, небольшие подушечки.

Располагая травмированную конечность, придерживайтесь схемы:

Перед натяжением с использованием тросиков с грузами, которые находятся в переднем блоке конструкции, на стопу надевают фланелевую стойку.

44. Техника лейкопластырного и клеевого вытяжения.

Оснащение: лейкопластырь или клеол, бинт, груз, шина Белера.

Техника выполнения. При переломах, не требующих больших усилий для устранения смещения по длине, пользуются клеевым вытяжением при помощи лейкопластыря, клеола, мастизола или цинк-желатиновой пасты.

Рис. 71. Лейкопластырное вытяжение нижней конечности.

45. Приготовление кровати для больных со скелетным вытяжением, подготовка шины Белера.

Техника выполнения. Обычная больничная кровать с поднимающимся подголовником неудобна для лечения переломов скелетным вытяжением. Щит, без которого вытяжение невозможно, закрывает подголовник. Для поднятия туловища и головы больному необходимо бывает подложить 3—4 подушки, которые смещаются, «сползают». Рационально применение деревянных или металлических подголовников.

Если больного на щите укладывают на обычную кровать, то щит следует закрыть двумя матрацами, лучше если верхний будет поролоновый. Для придания больному функционально выгодного положения на обычной кровати под туловище и голову следует подложить втрое сложенный матрац. При лечении переломов шейки бедра и вертельной области у пожилых больных и стариков под ноги подкладывается валик или ножной конец нижнего матраца сворачивается вдвое. Этим обеспечивается полусогнутое положение как поврежденной, так и здоровой ноги. Выпрямление здоровой ноги на плоской постели является ошибкой, оно плохо переносится больным. Таким образом, для лечения переломов скелетным вытяжением на обычной кровати требуется 3 матраца. Для лечения больных с переломами скелетным вытяжением (особенно больных с полифрактурами и сочетанными повреждениями) удобна функциональная кровать. Она легко передвигается (колеса на шариковых подшипниках), позволяет изменять углы подъема туловища и сгибания ног. Сетка ее натянута на четырех рамах, поэтому не перерастягивается при укладке больного, что позволяет проводить скелетное вытяжение без щита. Низкая спинка функциональной кровати не препятствует приведению и отведению ноги с шиной Белера. На основе функциональной кровати создана кровать для травматологических больных. В травматологическом отделении все кровати должны быть функциональными.

Читайте также:  Чем отличается провод от шины

Шина Беллера необходима для лечения переломов костей нижней конечности методом скелетного вытяжения. Перед применением шины, её обтягивают тканью и крепят штангу с блоками, через которые подвешивают груз.

Прак навыки, коррекция. Методические указания для самоподготовки к сдаче практических навыков по дисциплине Общая хирургия для студентов 3 курса лечебного факультета

Вправление вывиха бедра способом Джанелидзе.

Пострадавшего укладывают на спину. Ассистент хирурга фиксирует таз, надавливая на обе ости подвздошных костей. Вначале необходимо осторожно согнуть пострадавшую конечность в коленном и тазобедренном суставах до прямого угла, а затем осуществить вытяжение по оси бедра. В этот момент вывих бедра часто вправляется с характерным щелкающим звуком. Если вправление вывиха не произошло, то хирург, продолжая тягу по оси бедра, вначале осуществляет ротацию внутрь, а затем несколько кнаружи с одновременным отведением и разгибанием конечности. Как правило, эти приемы позволяют вправить задний вывих бедра.
40. Техника транспортной иммобилизации при переломах плеча, костей предплечья, переломе пястных костей, бедра, голени, стопы.
Оснащение: шина Дитерихса, лестничная шина Крамера, медицинский бинт.
Техника выполнения. Иммобилизация, которая осуществляется на период транспортировки называется транспортная.

При переломе плеча необходимо зафиксировать три сустава – плечевой, локтевой и лучезапястный, а конечности придать положение, близкое к среднему физиологическому: отвести плечо от туловища на 20 – 30 0 и согнуть кпереди. Применяется проволочная лестничная шина длиной 120 см (рис. 65).

При переломе костей предплечья необходимо зафиксировать локтевой и лучезапястный сустав. Шина должна начинаться в верхней трети плеча, заканчиваясь на 3-4 см дистальнее кончиков пальцев (рис. 66).

При переломе лучевой кости в типичном месте шина накладывается от верхней трети предплечья до кончиков пальцев, выступая на 2-3 см.

При переломе пястных костей шина начинается от локтевого сустава, заходя на 3-4 см. за кончики пальцев (рис. 67).

При переломе бедренной кости используют дистракционную шину Дитерихса, пневматические шины, при отсутствии последних лестничные шины. Иммобилизируют тазобедренный, коленный и голеностопный суставы, шина должна идти от подмышечной впадины до лодыжки. Бранши шины Дитерихса наружного костыля устанавливаются так, чтобы головка верхней бранши упиралась в подмышечную впадину, внутренней в пах, а шип нижней бранши выходил за край стопы на 10-15 см (рис. 69).

Транспортная иммобилизация голени п роизводится при помощи специальных фанерных шин, проволочных лестничных шин, шины Дитерихса. Лестничная шина накладывается от верхней трети бедра и на 7 – 8 см дистальнее концов пальцев (рис. 68).

При переломе лодыжек шина накладывается от верхней трети голени до концов пальцев, выступая на 2-3 см.

При повреждении стопы применяют лестничную шину, которую накладывают от верхней трети голени до кончиков пальцев стопы, выступая на 2-3 см.

Рис. 65. Транспортная Рис. 66. Транспортная

иммобилизация шиной иммобилизация шиной

плеча. костей предплечья.

Рис. 67. Транспортная Рис. 68. Транспортная

иммобилизация шиной иммобилизация шиной

Крамера при переломе Крамера при переломе

пястных костей. костей голени.

Рис. 69. Схема использования шины Дитерихса при переломе бедра.
42. Наложение абдукционной шины ЦИТО при переломе плеча.
Оснащение: абдукционная шина ЦИТО.
Техника выполнения. Для того чтобы придать периферическому отломку направление центрального, при переломах диафиза плеча пользуются абдукционной шиной. Шину в виде готовых аппаратов металлической или деревянной конструкции фиксируют к телу с помощью специальных лямок или изготовливают из лестничных металлических шин для каждого больного. Угол отведения плеча на абдукционной шине должен быть тем больше, чем центральнее расположен перелом, и тем меньше, чем он периферийнее. Однако на практике целесообразнее во всех случаях применять отведение под углом 90°. Благодаря этому можно не учитывать уровень перелома, ибо как центральный, так и периферический отломки при помощи шины отводятся до прямого угла и устанавливаются в одной плоскости. Абдукционная шина при переломах плеча должна быть всегда фиксирована на 30-40° вперед от фронтальной плоскости.
При накладывании шину нужно как можно выше ввести в подмышечную область. В зависимости от показаний накладывают лейкопластырное вытяжение на плечо или скелетное вытяжение за локтевой отросток.

При струйном поступлении крови в шприц (во время потягивания шприца) можно заподозрить попадание иглы в крупный кровеносный сосуд; введение новокаина в него недопустимо, так как это может вызвать тяжелый коллапс. В таком случае направление иглы меняют. Вводят 20 мл 1—2% раствора новокаина, что обеспечивает достаточное обезболивание места перелома на 1,5—2 ч. Введение раствора новокаина вне гематомы не обеспечивает анестезии места перелома. При этом важно помнить, что при среднетяжелом и тяжелом шоке (АД ниже 80 мм рт. ст.) общее количество новокаина должно быть вдвое меньше, чем обычно.

44. Техника лейкопластырного и клеевого вытяжения.
Оснащение: лейкопластырь или клеол, бинт, груз, шина Белера.
Техника выполнения. При переломах, не требующих больших усилий для устранения смещения по длине, пользуются клеевым вытяжением при помощи лейкопластыря, клеола, мастизола или цинк-желатиновой пасты.

Рис. 71. Лейкопластырное вытяжение нижней конечности.
45. Приготовление кровати для больных со скелетным вытяжением, подготовка шины Белера.
Оснащение: шина Белера.
Техника выполнения. Обычная больничная кровать с поднимающимся подголовником неудобна для лечения переломов скелетным вытяжением. Щит, без которого вытяжение невозможно, закрывает подголовник. Для поднятия туловища и головы больному необходимо бывает подложить 3—4 подушки, которые смещаются, «сползают». Рационально применение деревянных или металлических подголовников.

Если больного на щите укладывают на обычную кровать, то щит следует закрыть двумя матрацами, лучше если верхний будет поролоновый. Для придания больному функционально выгодного положения на обычной кровати под туловище и голову следует подложить втрое сложенный матрац. При лечении переломов шейки бедра и вертельной области у пожилых больных и стариков под ноги подкладывается валик или ножной конец нижнего матраца сворачивается вдвое. Этим обеспечивается полусогнутое положение как поврежденной, так и здоровой ноги. Выпрямление здоровой ноги на плоской постели является ошибкой, оно плохо переносится больным. Таким образом, для лечения переломов скелетным вытяжением на обычной кровати требуется 3 матраца. Для лечения больных с переломами скелетным вытяжением (особенно больных с полифрактурами и сочетанными повреждениями) удобна функциональная кровать. Она легко передвигается (колеса на шариковых подшипниках), позволяет изменять углы подъема туловища и сгибания ног. Сетка ее натянута на четырех рамах, поэтому не перерастягивается при укладке больного, что позволяет проводить скелетное вытяжение без щита. Низкая спинка функциональной кровати не препятствует приведению и отведению ноги с шиной Белера. На основе функциональной кровати создана кровать для травматологических больных. В травматологическом отделении все кровати должны быть функциональными.

Шина Беллера необходима для лечения переломов костей нижней конечности методом скелетного вытяжения. Перед применением шины, её обтягивают тканью и крепят штангу с блоками, через которые подвешивают груз.

Рис. 72. Шина Белера.
46. Техника скелетного вытяжения за мыщелки бедра, бугристость большеберцовой кости, надлодыжечную область, пяточную кость, локтевой отросток.
Оснащение: спица Киршнера, скоба (ЦИТО, Киршнера), ручная или электрическая дрель, ключ, шприц с иглой, 0,25 – 1% раствор новокаина, 70% раствор спирта, марлевые тампоны, стерильные перчатки, кусачки.
Техника выполнения. Скелетное вытяжение накладывается с соблюдением всех правил асептики: руки хирурга и кожа в области введения обрабатываются 70% раствором спирта. Место введения спицы обезболивается 0,25 – 1% раствором новокаина, начиная с кожи и заканчивая надкостницей. После наступления анестезии спицей, предварительно зафиксированной в патроне дрели, прокалывают кожу в намеченной точке до кости. Спица должна быть перпендикулярна продольной оси конечности.

Прохождение спицы через кость обусловлено её быстрым вращением. После выхождения спицы с противоположной стороны конечности её продвигают вперёд. Затем к спице фиксируют скобу, натягивая спицу с помощью ключа. Концы спицы с обеих сторон скусывают кусачками, оставляя фрагменты по 7-8 см. К скобе с помощью лески через систему блоков крепится груз.

Точка проведения спицы для осуществления скелетного вытяжения выбирается исходя из конкретной локализации перелома. Чаще всего это пяточная кость, бугристость большеберцовой кости (рис. 72), область мыщелков бедренной кости, локтевой отросток. В данных точках кость близко примыкает к поверхности кожи, опасность повреждения важных анатомических структур минимальна.


Рис. 73. Скоба ЦИТО. Цифрами на рисунке обозначены:

4 — устройство для разведения полудуг;

5 — спица, согнутая «коромыслом», для крепления демпфера к скобе.

47. Диагностика по рентгенограммам вида перелома. Рекомендации по лечению.
Рентгенография является основным методом диагностики переломов. Позволяет оценить место перелома, вид перелома. Для адекватной оценки перелома, рентгенографию места перелома необходимо делать в прямой и боковой проекции.

Методы лечения переломов: фиксационный, экстензионный, оперативный.

Фиксационный заключается в одномоментной закрытой репозиции и удержании костных фрагментов гипсовой повязкой.

Экстензионный – вправление и удержание отломков осуществляют постоянным вытяжением в случае, когда отломки не сопоставляются одномоментно.

Оперативный – позволяет точно сопоставить костные отломки и прочно скрепить с помощью фиксаторов.
48. Техника люмбальной пункции.
Оснащение: игла для спинномозговой пункции, шприц.
Техника выполнения. Люмбальная пункция проводится в положении больного сидя или лёжа на боку. В первом случае пациента усаживают поперёк стола, пригибают его голову и плечи книзу с тем, чтобы спина была максимально выгнута (рис. 53). Во втором случае больной укладывается на бок на край стола, его колени и бёдра приводятся к животу, голова прижимается к груди, спина выгибается. В обоих вариантах медсестра придерживает пациента, помогая сохранять принятую позу.

Для пункции обычно используется промежуток между III и IV или II и III поясничными позвонками. После обработки операционного поля спиртом пункционную иглу (рис. 54) вводят по средней линии между остистыми отростками с небольшим наклоном книзу. При продвижении иглы ощущается сопротивление, обусловленное прохождением межостистой, надостистой, жёлтой связок, а также твёрдой мозговой оболочки. Исчезновение сопротивления движению иглы свидетельствует о попадании в субарахноидальное пространство. При этом из пункционной иглы извлекают мандрен. Появление из просвета иглы капель спинномозговой жидкости свидетельствует о правильности выполнения пункции. После этого к канюле присоединяется шприц и производится забор ликвора или введение лекарственных препаратов. Если жидкость из иглы не поступает, её поворачивают вокруг оси и продвигают на 1-2 мм вперёд. В случае отсутствия ликвора или появления крови иглу извлекают и повторяют пункцию между другими остистыми отростками.
49. Техника плевральной пункции.
Оснащение: одноразовый шприц, раствор местного анестетика (новокаин 0,25%), многоразовый шприц с иглой длиной 8-10 см, соединённой с канюлей шприца резиновой трубкой, зажим.
Техника выполнения. Плевральная пункция проводится в нескольких типичных точках в зависимости от поставленных целей. Для эвакуации воздуха пункция производится во II межреберье по среднеключичной линии. Больной при этом находится в положении сидя или лёжа. Для эвакуации жидкости пункция производится в VII-VIII межреберье по задней подмышечной линии. Больной при этом либо сидит несколько наклонившись вперёд с опорой на спинку стоящего впереди стула, либо сидит с заведённой за голову рукой на стороне пункции.

Читайте также:  Переработка шин в тюлячах

После обработки операционного поля раствором антисептика производится инфильтрационная анестезия места пункции (инфильтрируется не только кожа, но и глубжележащие ткани, вплоть до париетального листка плевры). После этого пункционная игла вводится по верхнему краю нижележащего ребра до появления чувства провала иглы. При наличии в плевральной полости жидкости она появляется в шприце при потягивании поршня. Появление в шприце пузырьков воздуха свидетельствует о повреждении лёгкого (если пневмоторакса не было изначально). После выведения поршня шприца до конца резиновая трубка, соединяющая иглу с канюлей, пережимается зажимом, шприц опорожняется, затем вновь соединяется с резиновой трубкой. Зажим снимают и повторяют описанную процедуру снова.

После того как трёхбаночная система была собрана, она герметично соединяется с дренажом, стоящим в плевральной полости, и электроотсосом. С дренажа снимается зажим, включается электроотсос.

Рис. 75. Трёхбаночная система. Цифрами на рисунке обозначены:

Шина белера при переломе бедра

Шина Беллера — это механизм, призванный стабилизировать систему, состоящую из травмированной конечности, блока, грузов-утяжелителей. По сути, это металический механизм под ногой при скелетном вытяжении. С его помощью производится постепенная репозиция (скелетное вытяжение) при переломах бедра и голени, осложненных наличием костных отломков. Для скелетного вытяжения с использованием экстензионного механизма Беллера (так называют шину) рекомендуется использование специальной кровати. Или функциональной или травматологической, что упрощает уход за больным и делает возможным перемещения внутри больницы (посещение рентген-кабинета, других процедурных).

На видео ниже показана шина Беллера в разобрано состоянии:

Устройство состоит из двух рам вертикальной и горизонтальной (обеспечивающей устойчивость). Поверхность рам гладкая, наличие трещин недопустимо. Рамы образуют комбинированную шину, оборудованы блоками для крепления грузов. В комплекте также пружины, шнур, гамачки на петлях (в старых модификациях отсутствуют), распорки, маркированные противовесы с креплениями.

Описание и технические характеристики

Для успешного лечения переломов нижних конечностей современная медицина использует три метода:

Использование методов скелетного вытяжения оправданно в случаях:

Процедура не проводится детям в возрасте до 5 лет.

Механизм действия метода основан на физиологических законах, доказанных докторами Вебером, Дюбуа, Реймоном. Принцип прост – расслабление мышц и постепенное смещение фрагментов под действием системы грузов.

Основным противопоказанием является наличие очагов инфекции в зоне проведения манипуляции.

Подготовка шины

Не комплектующиеся гамаком на петлях шины Беллера перед применением требуется оборудовать с помощью гигроскопичной ткани или бинта. Полотно натягивают на верхнюю горизонтальную раму, фиксируют, пришивая с помощью иголки и крепкой нитки. Такой гамак не должен быть натянут слишком плотно, излишнее провисание также следует исключить.

На участке конструкции, который выполнен под углом 45 градусов, будет располагаться бедро и подколенная впадина пациента, металлические элементы на этом отрезке требуется обтянуть тканью или туго обмотать бинтом.

Шина устанавливается на травматическую кровать, таким образом, чтобы нижний блок с грузами находился за пределами койки, был вне поля досягаемости пациента.

Для репозиции в районе бедра используют верхний блок, проводить скелетное вытяжение голени необходимо, расположив конечность пациента на нижней части аппарата.

Во избежание передавливания сосудов и тканей в подколенной области в районе пятки подкладывают ватные прокладки, небольшие подушечки.

Располагая травмированную конечность, придерживайтесь схемы:

Перед натяжением с использованием тросиков с грузами, которые находятся в переднем блоке конструкции, на стопу надевают фланелевую стойку.

Шина Беллера — это механизм, призванный стабилизировать систему, состоящую из травмированной конечности, блока, грузов-утяжелителей. По сути, это металический механизм под ногой при скелетном вытяжении. С его помощью производится постепенная репозиция (скелетное вытяжение) при переломах бедра и голени, осложненных наличием костных отломков. Для скелетного вытяжения с использованием экстензионного механизма Беллера (так называют шину) рекомендуется использование специальной кровати. Или функциональной или травматологической, что упрощает уход за больным и делает возможным перемещения внутри больницы (посещение рентген-кабинета, других процедурных).

На видео ниже показана шина Беллера в разобрано состоянии:

Устройство состоит из двух рам — вертикальной и горизонтальной (обеспечивающей устойчивость). Поверхность рам гладкая, наличие трещин недопустимо. Рамы образуют комбинированную шину, оборудованы блоками для крепления грузов. В комплекте также пружины, шнур, гамачки на петлях (в старых модификациях отсутствуют), распорки, маркированные противовесы с креплениями.

Описание и технические характеристики

Для успешного лечения переломов нижних конечностей современная медицина использует три метода:

Использование методов скелетного вытяжения оправданно в случаях:

Процедура не проводится детям в возрасте до 5 лет.

Механизм действия метода основан на физиологических законах, доказанных докторами Вебером, Дюбуа, Реймоном. Принцип прост – расслабление мышц и постепенное смещение фрагментов под действием системы грузов.

Основным противопоказанием является наличие очагов инфекции в зоне проведения манипуляции.

Подготовка шины

Не комплектующиеся гамаком на петлях шины Беллера перед применением требуется оборудовать с помощью гигроскопичной ткани или бинта. Полотно натягивают на верхнюю горизонтальную раму, фиксируют, пришивая с помощью иголки и крепкой нитки. Такой гамак не должен быть натянут слишком плотно, излишнее провисание также следует исключить.

На участке конструкции, который выполнен под углом 45 градусов, будет располагаться бедро и подколенная впадина пациента, металлические элементы на этом отрезке требуется обтянуть тканью или туго обмотать бинтом.

Шина в системе скелетного вытяжения

Шина устанавливается на травматическую кровать, таким образом, чтобы нижний блок с грузами находился за пределами койки, был вне поля досягаемости пациента.

Для репозиции в районе бедра используют верхний блок, проводить скелетное вытяжение голени необходимо, расположив конечность пациента на нижней части аппарата.

Во избежание передавливания сосудов и тканей в подколенной области в районе пятки подкладывают ватные прокладки, небольшие подушечки.

Располагая травмированную конечность, придерживайтесь схемы:

Перед натяжением с использованием тросиков с грузами, которые находятся в переднем блоке конструкции, на стопу надевают фланелевую стойку.

ШИНИРОВАНИЕ

ШИНИРОВАНИЕ — иммобилизация поврежденных или пораженных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений — шин.

Первые сведения о шинировании при травмах относятся к глубокой древности. Им пользовались при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата А. Цельс и К. Гален, позднее А. Паре. В период первой мировой войны для шинирования широко использовали картон, а в последующем — фанерные шины.

Применяемые в настоящее время шины разделяют по своему назначению на транспортные и лечебные. Транспортные шины используют для временной иммобилизации (см.) при оказании первой помощи (см.) и на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, лечебные — для фиксации поврежденного участка тела или сегмента конечности в оптимальном положении до конца срока лечения.

По принципу действия различают фиксационные и дистракционные шины. С помощью фиксационных шин создают неподвижность в поврежденном сегменте конечности или области тела за счет внешних элементов фиксации. Дистракционные шины позволяют также осуществлять вытяжение (дистракцию) поврежденного сегмента, что обеспечивает репозицию отломков и создает устойчивость их в натянутом положении.

Шины, выпускаемые промышленностью, называют стандартными (табельными), а изготовляемые в условиях лечебного учреждения в единичных экземплярах и не принятые на снабжение,— нестандартными. Шинирование может быть проведено с помощью импровизированных шин из подручных средств и материалов (доски, палки и др.). Импровизированное шинирование может состоять в фиксации поврежденной конечности к здоровой конечности или к телу. Например, при повреждении верхней конечности импровизированное шинирование может быть достигнуто путем фиксации руки к туловищу с помощью подогнутой в виде косынки полы пиджака или гимнастерки, пристегнутой английскими булавками.

Современные стандартные шины изготавливают из металла, дерева, пластмасс и других материалов. Лечебное и, реже, транспортное шинирование может быть осуществлено с помощью гипсовых повязок и гипсовых шин (см. Гипсовая техника). В наст, время эффект шинирования нередко обеспечивается путем иммобилизации сегментов конечностей с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов (см.), хотя они в строгом понимании не являются шинами, так как предусматривают внедрение элементов конструкции в ткани организма. Также условно к шинированию можно отнести методы погружного остеосинтеза (см.).

Транспортное шинирование осуществляется чаще всего фиксационными шинами. Основными из них являются лестничные шины (модифицированные шины Крамера). Они применяются для иммобилизации верхних (рис. 1) и нижних конечностей как самостоятельно, так и для укрепления гипсовых повязок и шин. Основное достоинство лестничных шин — возможность их моделирования. В последние годы применяются пневматические шины из двухслойной полимерной пленки, снабженные застежкой «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха. Существуют пневматические шины для предплечья и кисти, для стопы и голени (рис. 2), для коленного сустава. К преимуществам таких шин относятся их малый вес, простота наложения и возможность наблюдать за состоянием поврежденной конечности через прозрачную стенку оболочки-камеры. Основным недостатком является ограниченный срок, в течение которого пневматическая шина может находиться на конечности, так как она может вызывать сдавление тканей и местное нарушение кровообращения. Пластмассовые шины имеют ограниченное применение для транспортной иммобилизации, так как они моделируются при нагревании, что не всегда возможно в реальных условиях. В ряде случаев продолжают применяться для транспортной иммобилизации фанерные фиксационные шины. Главный их недостаток — невозможность моделирования.

Из дистракционных транспортных шин наибольшее распространение получили шина Дитерихса (рис. 3) и ее модификации. Шина состоит из двух боковых частей (браншей) и фанерной подошвы, фиксируемой к стопе. Обе бранши раздвижные; при наложении шины наружная, более длинная бранша, упирается в подмышечную впадину, внутренняя —в промежность. Обе бранши соединяются П-образно на дистальном конце подвижной дощечкой. Вытяжение конечности осуществляют с помощью шнура-закрутки, прикрепленного к фанерной подошве. Бранши фиксируют к туловищу и между собой специальными ремнями либо марлевыми бинтами, а для длительной транспортировки — гипсовыми бинтами.

К наиболее распространенным лечебным шинам относятся шина Брауна, шина Белера, шина Шулутко, отводящая шина ЦИТО и др. Шина Брауна для иммобилизации нижней конечности представляет собой подставку из металлических прутьев, выполненную так, что с помощью матерчатых «гамачков» конечность может быть помещена на ней в среднефизиологическом положении. Шина Белера в отличие от предыдущей имеет четыре блока на кронштейнах, с помощью которых можно выбрать направление вытяжения для каждого из сегментов нижней конечности (рис. 4). Основным достоинством этих шин является простота, недостаток заключается в невозможности изменять углы сгибания в тазобедренном и коленном суставах. Этот недостаток устранен в функциональных лечебных шинах для нижней конечности, например в функциональной шине Шулутко, которая позволяет производить движения в коленном суставе (рис. 5).

Стандартная отводящая шина для верхней конечности (шина ЦИТО) предназначена для лечения переломов плечевой кости, а также переломов ключицы. Она представляет собой подставку для руки, приспособленную для вытяжения плеча и обеспечивающую свободу движений в локтевом и лучезапястном суставах, которая прикреплена к полукорсету из проницаемого для рентгеновского излучения материала (рис. 6).

Основное показание к шинированию — повреждения опорно-двигательного аппарата, чаще всего — переломы костей, при которых шинирование позволяет устранить или ограничить подвижность костных отломков, предупреждает дополнительную травму сосудов и нервов в очаге повреждения, способствует предупреждению травматического шока (см.), снижает опасность развития инфекционных осложнений и жировой эмболии (см.). Шинирование — один из ведущих компонентов лечения многих ортопедических заболеваний (артритов, остеомиелита и др.), при которых оно обеспечивает покой и оптимальное положение пораженных костей и суставов. Шинирование используют также с целью иммобилизации при лечении многих повреждений и заболеваний, протекающих с поражением мягких тканей и сосудов (тромбофлебиты, флегмоны и др.).

Шинирование элементов опорно-двигательного аппарата требует соблюдения ряда общих принципов и требований. Основной принцип шинирования состоит в фиксации, помимо поврежденного сегмента конечности, не менее двух смежных суставов, что обеспечивает полноценную иммобилизацию. Перед шинированием пострадавшему вводят обезболивающие лекарственные средства. На области костных выступов (лодыжки, гребни подвздошных костей, надмыщелки плечевой кости и др.), особенно при наложении жестких (металлических или деревянных)шин, во избежание пролежней подкладывают защитные ватно-марлевые прокладки. Кровоостанавливающий жгут накладывают так, чтобы его можно было снять, не нарушая достигнутой иммобилизации. Гибкие шины, напр. проволочные, должны быть хорошо отмоделированы; по возможности их сначала моделируют на здоровой конечности, а затем накладывают на поврежденную. Прикрепляют шину к поврежденной части тела бинтом или специальными ремнями, но не слишком перетягивая конечность. При транспортировке пострадавшего в холодное время года конечность, подвергнутую шинированию, утепляют.

Читайте также:  Как найти ширину шины зная диаметр

Шинирование отдельных сегментов туловища и конечностей имеет ряд особенностей. Транспортное шинирование головы, шейного отдела позвоночника может быть осуществлено мягкотканной повязкой, например воротником Шанца. При повреждениях других отделов позвоночника и костей таза шинирование производят с помощью специальных носилок с непрогибающимся дном. Пострадавшего укладывают на спину и фиксируют к носилкам марлевым бинтом. Могут быть использованы также подручные средства. Оптимальным средством шинирования в этих случаях является гипсовая кроватка.

Транспортная иммобилизация верхней конечности при отсутствии стандартных шин может быть осуществлена путем ее прибинтовывания к туловищу или с помощью подручных средств. Из стандартных шин наиболее распространена для этой цели лестничная шина. При переломах плечевой кости эту шину накладывают от медиального края лопатки до пальцев поврежденной конечности. При этом плечо должно быть отведено до 30°, рука — согнута в локтевом суставе до 90°, а кисть — находиться в положении, среднем между пронацией и супинацией.

При переломах предплечья шинирование осуществляют от средней трети плеча до пястно-фаланговых суставов при сгибании в локтевом суставе до 90°. Шинирование лучезапястного сустава производят при его тыльном сгибании. Шину накладывают от локтевого сустава до кончиков пальцев на ладонной стороне предплечья. Для шинирования пальцев кисти им придают полусогнутое положение, для чего вкладывают в руку вату, бинт и т. п., шинирование, как правило, осуществляют с помощью гипсовой шины.

Транспортное шинирование нижней конечности, особенно при переломах бедренной кости, является наиболее успешным при использовании дистракционных шин. При переломах костей голени наилучшие результаты достигаются с помощью лестничной шины, накладываемой от середины бедра. Эти же шины применяются при повреждениях стопы — их накладывают от подколенной ямки до кончиков пальцев при установке голеностопного сустава под прямым углом. Транспортное шинирование конечностей при возможности хорошо осуществляется с помощью гипсовых шин (лонгет) и повязок.

Лечебное шинирование чаще всего производят с помощью гипсовых шинирующих повязок, кроваток. При этом достигается оптимальное моделирование и надежная фиксация поврежденных сегментов опорнодвигательного аппарата. В последние годы для этой цели успешно применяются полимерные материалы— поливик, вспененный полиэтилен, полиуретан и др. Шины, изготовленные из этих материалов, легки, прочны, удобны для обработки. Основным их недостатком является не-гигроскопичность и отсутствие вентиляции.

Источник статьи: https://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/%D0%A8%D0%98%D0%9D%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95

ШИНИРОВАНИЕ — иммобилизация поврежденных или пораженных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений — шин.

Первые сведения о шинировании при травмах относятся к глубокой древности. Им пользовались при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата А. Цельс и К. Гален, позднее А. Паре. В период первой мировой войны для шинирования широко использовали картон, а в последующем — фанерные шины.

Применяемые в настоящее время шины разделяют по своему назначению на транспортные и лечебные. Транспортные шины используют для временной иммобилизации (см.) при оказании первой помощи (см.) и на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, лечебные — для фиксации поврежденного участка тела или сегмента конечности в оптимальном положении до конца срока лечения.

По принципу действия различают фиксационные и дистракционные шины. С помощью фиксационных шин создают неподвижность в поврежденном сегменте конечности или области тела за счет внешних элементов фиксации. Дистракционные шины позволяют также осуществлять вытяжение (дистракцию) поврежденного сегмента, что обеспечивает репозицию отломков и создает устойчивость их в натянутом положении.

Шины, выпускаемые промышленностью, называют стандартными (табельными), а изготовляемые в условиях лечебного учреждения в единичных экземплярах и не принятые на снабжение,— нестандартными. Шинирование может быть проведено с помощью импровизированных шин из подручных средств и материалов (доски, палки и др.). Импровизированное шинирование может состоять в фиксации поврежденной конечности к здоровой конечности или к телу. Например, при повреждении верхней конечности импровизированное шинирование может быть достигнуто путем фиксации руки к туловищу с помощью подогнутой в виде косынки полы пиджака или гимнастерки, пристегнутой английскими булавками.

Современные стандартные шины изготавливают из металла, дерева, пластмасс и других материалов. Лечебное и, реже, транспортное шинирование может быть осуществлено с помощью гипсовых повязок и гипсовых шин (см. Гипсовая техника). В наст, время эффект шинирования нередко обеспечивается путем иммобилизации сегментов конечностей с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов (см.), хотя они в строгом понимании не являются шинами, так как предусматривают внедрение элементов конструкции в ткани организма. Также условно к шинированию можно отнести методы погружного остеосинтеза (см.).

Рис. 1. Лестничная шина, наложенная на верхнюю конечность: а —вид спереди, б — вид сзади.

Рис. 2. Медицинская пневматическая шина для голени и стопы:1 — клапанное устройство; 2 — застежка «молния»; 3 — двухслойная пластиковая оболочка-камера

Транспортное шинирование осуществляется чаще всего фиксационными шинами. Основными из них являются лестничные шины (модифицированные шины Крамера). Они применяются для иммобилизации верхних (рис. 1) и нижних конечностей как самостоятельно, так и для укрепления гипсовых повязок и шин. Основное достоинство лестничных шин — возможность их моделирования. В последние годы применяются пневматические шины из двухслойной полимерной пленки, снабженные застежкой «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха. Существуют пневматические шины для предплечья и кисти, для стопы и голени (рис. 2), для коленного сустава. К преимуществам таких шин относятся их малый вес, простота наложения и возможность наблюдать за состоянием поврежденной конечности через прозрачную стенку оболочки-камеры. Основным недостатком является ограниченный срок, в течение которого пневматическая шина может находиться на конечности, так как она может вызывать сдавление тканей и местное нарушение кровообращения. Пластмассовые шины имеют ограниченное применение для транспортной иммобилизации, так как они моделируются при нагревании, что не всегда возможно в реальных условиях. В ряде случаев продолжают применяться для транспортной иммобилизации фанерные фиксационные шины. Главный их недостаток — невозможность моделирования.

Рис. 3. Дистракционная транспортная шина Дитерихса. Пострадавший с наложенной шиной, фиксированной гипсовыми кольцами.

Из дистракционных транспортных шин наибольшее распространение получили шина Дитерихса (рис. 3) и ее модификации. Шина состоит из двух боковых частей (браншей) и фанерной подошвы, фиксируемой к стопе. Обе бранши раздвижные; при наложении шины наружная, более длинная бранша, упирается в подмышечную впадину, внутренняя —в промежность. Обе бранши соединяются П-образно на дистальном конце подвижной дощечкой. Вытяжение конечности осуществляют с помощью
шнура-закрутки, прикрепленного к фанерной подошве. Бранши фиксируют к туловищу и между собой специальными ремнями либо марлевыми бинтами, а для длительной транспортировки — гипсовыми бинтами.

Рис. 5. Скелетное вытяжение при переломе бедренной кости с использованием функциональной лечебной шины Шулутко.

К наиболее распространенным лечебным шинам относятся шина Брауна, шина Белера, шина Шулутко, отводящая шина ЦИТО и др. Шина Брауна для иммобилизации нижней конечности представляет собой подставку из металлических прутьев, выполненную так, что с помощью матерчатых «гамачков» конечность может быть помещена на ней в среднефизиологическом положении. Шина Белера в отличие от предыдущей имеет четыре блока на кронштейнах, с помощью которых можно выбрать направление вытяжения для каждого из сегментов нижней конечности (рис. 4). Основным достоинством этих шин является простота, недостаток заключается в невозможности изменять углы сгибания в тазобедренном и коленном суставах. Этот недостаток устранен в функциональных лечебных шинах для нижней конечности, например в функциональной шине Шулутко, которая позволяет производить движения в коленном суставе (рис. 5).

Рис. 6. Отводящая шина ЦИТО для верхней конечности: 1 — подставка для руки; 2 — полукорсет, укрепляемый на туловище с помощью ремней (3).

Стандартная отводящая шина для верхней конечности (шина ЦИТО) предназначена для лечения переломов плечевой кости, а также переломов ключицы. Она представляет собой подставку для руки, приспособленную для вытяжения плеча и обеспечивающую свободу движений в локтевом и лучезапястном суставах, которая прикреплена к полукорсету из проницаемого для рентгеновского излучения материала (рис. 6).

Основное показание к шинированию — повреждения опорно-двигательного аппарата, чаще всего — переломы костей, при которых шинирование позволяет устранить или ограничить подвижность костных отломков, предупреждает дополнительную травму сосудов и нервов в очаге повреждения, способствует предупреждению травматического шока (см.), снижает опасность развития инфекционных осложнений и жировой эмболии (см.). Шинирование — один из ведущих компонентов лечения многих ортопедических заболеваний (артритов, остеомиелита и др.), при которых оно обеспечивает покой и оптимальное положение пораженных костей и суставов. Шинирование используют также с целью иммобилизации при лечении многих повреждений и заболеваний, протекающих с поражением мягких тканей и сосудов (тромбофлебиты, флегмоны и др.).

Шинирование элементов опорно-двигательного аппарата требует соблюдения ряда общих принципов и требований. Основной принцип шинирования состоит в фиксации, помимо поврежденного сегмента конечности, не менее двух смежных суставов, что обеспечивает полноценную иммобилизацию. Перед шинированием пострадавшему вводят обезболивающие лекарственные средства. На области костных выступов (лодыжки, гребни подвздошных костей, надмыщелки плечевой кости и др.), особенно при наложении жестких (металлических или деревянных)шин, во избежание пролежней подкладывают защитные ватно-марлевые прокладки. Кровоостанавливающий жгут накладывают так, чтобы его можно было снять, не нарушая достигнутой иммобилизации. Гибкие шины, напр. проволочные, должны быть хорошо отмоделированы; по возможности их сначала моделируют на здоровой конечности, а затем накладывают на поврежденную. Прикрепляют шину к поврежденной части тела бинтом или специальными ремнями, но не слишком перетягивая конечность. При транспортировке пострадавшего в холодное время года конечность, подвергнутую шинированию, утепляют.

Шинирование отдельных сегментов туловища и конечностей имеет ряд особенностей. Транспортное шинирование головы, шейного отдела позвоночника может быть осуществлено мягкотканной повязкой, например воротником Шанца. При повреждениях других отделов позвоночника и костей таза шинирование производят с помощью специальных носилок с непрогибающимся дном. Пострадавшего укладывают на спину и фиксируют к носилкам марлевым бинтом. Могут быть использованы также подручные средства. Оптимальным средством шинирования в этих случаях является гипсовая кроватка.

Транспортная иммобилизация верхней конечности при отсутствии стандартных шин может быть осуществлена путем ее прибинтовывания к туловищу или с помощью подручных средств. Из стандартных шин наиболее распространена для этой цели лестничная шина. При переломах плечевой кости эту шину накладывают от медиального края лопатки до пальцев поврежденной конечности. При этом плечо должно быть отведено до 30°, рука — согнута в локтевом суставе до 90°, а кисть — находиться в положении, среднем между пронацией и супинацией.

При переломах предплечья шинирование осуществляют от средней трети плеча до пястно-фаланговых суставов при сгибании в локтевом суставе до 90°. Шинирование лучезапястного сустава производят при его тыльном сгибании. Шину накладывают от локтевого сустава до кончиков пальцев на ладонной стороне предплечья. Для шинирования пальцев кисти им придают полусогнутое положение, для чего вкладывают в руку вату, бинт и т. п., шинирование, как правило, осуществляют с помощью гипсовой шины.

Транспортное шинирование нижней конечности, особенно при переломах бедренной кости, является наиболее успешным при использовании дистракционных шин. При переломах костей голени наилучшие результаты достигаются с помощью лестничной шины, накладываемой от середины бедра. Эти же шины применяются при повреждениях стопы — их накладывают от подколенной ямки до кончиков пальцев при установке голеностопного сустава под прямым углом. Транспортное шинирование конечностей при возможности хорошо осуществляется с помощью гипсовых шин (лонгет) и повязок.

Лечебное шинирование чаще всего производят с помощью гипсовых шинирующих повязок, кроваток. При этом достигается оптимальное моделирование и надежная фиксация поврежденных сегментов опорнодвигательного аппарата. В последние годы для этой цели успешно применяются полимерные материалы— поливик, вспененный полиэтилен, полиуретан и др. Шины, изготовленные из этих материалов, легки, прочны, удобны для обработки. Основным их недостатком является не-гигроскопичность и отсутствие вентиляции.

Рис. 7. Пострадавший с наложенной шиной для фиксации шейных позвонков и головы.

Источник

Adblock
detector