Меню

Шины в формуле 1 по годам

Шины Формулы-1 — Formula One tyres

Шины Формулы-1 играют важную роль в характеристиках автомобиля Формулы-1 . В шины претерпели значительные изменения в течение истории Формулы Один , с различными производителями и спецификаций , используемых в спорте.

СОДЕРЖАНИЕ

Дизайн и использование

Шины Формулы-1 лишь внешне похожи на обычные дорожные шины. В то время как последний имеет срок службы до 80 000 км (50 000 миль), шины, используемые в Формуле-1, рассчитаны на срок менее одной гоночной дистанции. Назначение шины определяет состав используемой резины. В чрезвычайно влажную погоду, такую ​​как это было на Гран-при Европы 2007 года , автомобили F1 не могут угнаться за автомобилем безопасности на глубокой стоячей воде из-за риска аквапланирования . В очень влажных гонках, таких как Гран-при Канады 2011 года , шины не могут обеспечить безопасную гонку из-за большого количества воды, и гонка может быть отмечена красным флажком. Затем гонка либо останавливается навсегда, либо приостанавливается на любой период времени, пока автомобили снова не смогут безопасно участвовать в гонке.

История

В 1950-х и 1960-х годах шины для Формулы-1 поставлялись компаниями Dunlop , Firestone , Continental и Goodyear . В 1958 году Dunlop представила свою гоночную шину R5, заменив хлопчатобумажную ткань на более ранних шинах R1 — R4 нейлоновой тканью, что позволило снизить вес шины на 12 фунтов. В течение 1960-х годов Dunlop представила улучшенные нейлоновые каркасы, уменьшенное соотношение сторон, значительно увеличенную ширину шин и использование синтетического каучука.

Слик-шины были представлены в Формуле-1 компанией Firestone на Гран-при Испании 1971 года . Ferrari 312T 1975 года использовала гладкую шину Goodyear 26,0 «x16,2» -13 «(общий диаметр x ширина) в задней части на ободе 13» x18 «, с гладкой шиной Goodyear 20,0» x9,2 «-13» в задней части. передняя часть на ободе 13×10 дюймов.

В сезоне 1981 года максимальный диаметр задней шины был уменьшен до 26,0 дюймов, в то время как диаметр передних шин был увеличен. Поэтому с 1981 по 1992 год Goodyear поставляла шины Eagle с белыми боковинами с маркировкой размером 25,0 дюймов x 10,0. «-13» спереди и 26,0 «x15,0» -13 «сзади. В сезоне 1993 года полная ширина задних колес была уменьшена с 18 до 15 дюймов, что побудило Goodyear перейти на желтую маркировку боковин. чтобы соответствовать новым, более узким задним шинам, ширина которых составляла примерно 12,8 дюйма по сравнению с предыдущими 15,0 дюйма.

Для F1 сезона 1997 , Bridgestone присоединились Goodyear в поставках шин для F1 конкурентов, создавая войну шин между двумя производителями. Goodyear оставит спорт после сезона 1998 года , оставив Bridgestone единственным поставщиком шин на следующие два сезона.

В 1998 году были представлены шины с канавками с тремя линиями канавок на передних шинах и четырьмя линиями канавок на задних шинах. В период с 1999 и 2008 , правила требуются шины , чтобы показать , как минимум, четыре 14 мм (0,55 дюйма) канавок в них, с целью замедления машины вниз (на пятно шины , без углублений, обеспечивает наиболее сцепление в сухих условиях) . Они не могли быть шире 355 мм (14 дюймов) спереди и 380 мм (15 дюймов) сзади, а максимальный диаметр составлял 660 мм (26 дюймов) или 670 мм (26,4 дюйма) для мокрых шин.

В 2001 году компания Michelin вошла в Формулу-1, снова создав войну шин после того, как Bridgestone была единственным поставщиком шин в течение предыдущих двух сезонов.

В 2005 году замена шин в Формуле-1 была запрещена, поэтому составы были более жесткими, так как шины должны были выдержать полную гоночную дистанцию ​​около 300 км (200 миль). Замена шин была возобновлена ​​в 2006 году после драматического и весьма политического Гран-при США 2005 года , когда шины Michelin вышли из строя на двух разных автомобилях за один и тот же поворот, в результате чего все участники Michelin выбыли из Гран-при, оставив только один. три команды используют шины Bridgestone для участия в гонках.

В 2007 году Bridgestone снова стала единственным партнером и поставщиком шин в Формуле-1 после ухода Michelin и представила четыре состава шин, два из которых доступны на каждой гонке. Более твердая шина (называемая «основной» шиной) более долговечна, но дает меньшее сцепление, а более мягкая шина (называемая «опциональной» шиной) дает больше сцепления, но менее долговечна. Оба состава должны использоваться каждым автомобилем во время гонки, и более мягкая шина имела окрашенную белую полосу во второй канавке, чтобы различать составы. Это было введено после первой гонки сезона, когда возникла путаница из-за того, что на боковине шины была нанесена маленькая точка вместо белой полосы. После повторного внедрения сликов в 2009 году боковины более мягких шин были окрашены в зеленый цвет, чтобы обозначить разницу в составе, поскольку на шинах больше не было канавок. Каждая команда должна использовать каждую спецификацию во время гонки, если только во время гонки не используются мокрые или промежуточные шины, и в этом случае это правило больше не применяется.

Шины Slick были повторно представлены в начале 2009 года , наряду с аэродинамическими изменениями, призванными сместить баланс в сторону механического сцепления в попытке увеличить скорость обгона.

2 ноября 2009 года Bridgestone объявили о своем уходе из Формулы-1 в конце сезона 2010 года. Michelin , Cooper Avon и Pirelli проявили интерес к тому, чтобы взять на себя роль партнера и поставщика шин. 24 июня 2010 года было объявлено, что Pirelli будет единственным партнером и поставщиком шин на 2011 год и получит трехлетний контракт и, таким образом, завершит свои программы как на Grand-Am Rolex Sports Car Series, так и на чемпионат мира по ралли FIA после того, как потрачены. три года в качестве официального партнера и поставщика шин (поскольку серия спортивных автомобилей Grand-Am Rolex перешла на шины Continental, а чемпионат мира по ралли FIA перешел на шины Michelin соответственно в 2011 году). В августе 2010 года Pirelli начала свою программу испытаний с Toyota TF109 на трассе Муджелло с Ником Хайдфельдом в качестве тест-пилота. С 2011 года на фидере серии GP2 использовались те же шины Pirelli, что и в F1.

Читайте также:  Что такое шина архитектура эвм

В 2009 году после удаления канавок 4 14 мм (0,55 дюйма) передние шины получили пропорционально большее пятно контакта. В 2010 году передние шины были сужены с 270 мм (11 дюймов) до 245 мм (9,6 дюйма), чтобы улучшить баланс сцепления между передней и задней частью. В 2011 году, когда единственный поставщик шин был изменен с Bridgestone на Pirelli, правила в отношении шин были такими же, как и правила сезона 2010 года. Все команды по-прежнему должны были использовать каждый тип сухой смеси шин, поставляемой в гонку, и гонщики, прошедшие в 3-й квартал, по-прежнему должны были использовать те же шины, которые они использовали, чтобы установить свое лучшее квалификационное время, чтобы начать гонку. Однако способ обозначения различных характеристик шин был изменен. Вместо зеленой полосы, обозначающей более мягкий состав, для каждой спецификации шины надпись на шине будет иметь определенный цвет. Твердый состав будет иметь серебряные буквы, средний состав будет иметь белые буквы, мягкие шины будут иметь желтые буквы, а сверхмягкие шины будут иметь красные буквы. Для мокрых шин промежуточные шины будут иметь голубые буквы, а полностью мокрые шины будут иметь оранжевые буквы.

На Гран-при Малайзии 2011 года Pirelli представила цветную полосу вокруг внешней стороны шины на более мягком из двух сухих составов. Это произошло из-за неразберихи в первом туре сезона. Эта мера была названа временной, и ее окончательное решение должно быть реализовано на первой европейской гонке сезона. Цветная линия была представлена ​​и на Гран-при Китая. С Гран-при Турции было реализовано постоянное решение; вариант соединения имел новую маркировку. Опционная шина имела две толстые цветные линии между логотипами Pirelli и P Zero каждой шины, что позволяло легче увидеть цвет маркировки при вращении шины. Маркировка шины Prime осталась такой же, как и раньше, хотя позже в этом сезоне боковина была обновлена ​​с новой маркировкой.

В 2016 году были введены новые правила в отношении шин. Pirelli номинирует 3 различных состава гладких шин для участия в каждой гонке. У каждой команды будет 13 комплектов сухих шин на гоночный уик-энд. Из 13 комплектов два комплекта шин выбраны Pirelli, которые будут зарезервированы для гонки. Кроме того, на 3 квартал будет выделен один комплект самого мягкого компаунда. Команды могут выбрать то, что им нравится для оставшихся десяти сетов из трех выбранных составов. Каждый гонщик должен использовать по крайней мере два разных состава для сухой погоды во время гонки (включая один комплект обязательных гоночных шин), а гонщики, которые дойдут до Q3, должны начать гонку с шинами, на которых они установили свой самый быстрый круг Q2. Команды должны проинформировать FIA о своем выборе шин за восемь недель до начала европейских соревнований и за 14 недель до неевропейских гонок.

В сезоне Формулы-1 2017 были представлены значительно более широкие шины Pirelli как на передней, так и на задней оси, а общий диаметр шин был увеличен на 10 мм (с 660 до 670 мм (от 26,0 до 26,4 дюйма)). Размер передних шин увеличился до 305/670-R13 по сравнению с предыдущими 245/660-R13, а размер задних шин увеличился до 405/670-R13 по сравнению с предыдущими 325/660-R13. В 2017 и 2018 годах в чемпионате FIA Formula 2 по- прежнему использовались шины Pirelli F1 размера до 2017 года.

Pirelli представила два новых состава шин для сезона F1 2018 : Hypersoft (розовый) и Extra-hard / Superhard (оранжевый). Покрышка Hard стала ледяной.

В преддверии сезона 2019 года Pirelli сократила ассортимент шин с семи до пяти составов для сухой погоды, они также отказались от системы наименования шин, так что шины будут обозначаться на каждом Гран-при независимо как жесткие, средние и мягкие с белыми, желтыми и красными боковинами соответственно. вместо того, чтобы иметь отдельное название и цвет для каждой из пяти шин. Изменение было внесено, чтобы случайные фанаты могли лучше понять систему шин.

Поскольку диаметр обода колеса Формулы-1 изменится с 13 до 18 дюймов (330 на 457 мм), диаметр шин Pirelli Formula One 2022 года также изменится с 670 до 720 мм (от 26,4 до 28,3 дюйма), а ширина протектора шин Pirelli Formula One 2022 года, как ожидается, останутся без изменений.

Противоречие Гран-при США 2005 года

В пятницу, 17 июня 2005 года, во время дневной тренировки Ральф Шумахер , пилотировавший Toyota , сильно разбился на 13-м повороте трассы Indianapolis Motor Speedway в результате поломки левой задней шины . Включите 13 на Indianapolis Motor Speedway дороги конечно это высокоскоростной накренился свою очередь, уникальный в Formula One гонки, что вызывает больше , чем обычный боковой нагрузки . Это давление может привести к изгибу боковых стенок шины и износу в ненормальных местах.

На следующий день компания Michelin сообщила, что шины, которые она предоставила семи командам клиентов — BAR , McLaren , Red Bull , Renault , Toyota , Sauber и Williams, — небезопасна для длительного использования на высоких скоростях на этом повороте, и объявила о своем намерении. лететь на другом комплекте шин из своей штаб — квартиры в Клермон-Ферран . Однако прилетевшие сменные шины, которые использовались на Гран-при Испании ранее в том же году, при тестировании оказались с той же проблемой.

В письме гоночному директору FIA Чарли Уайтингу представители Michelin Пьер Дюпаскье и Ник Шоррок сообщили, что им не известна причина выхода из строя шин Шумахера, и, если машины не будут замедлены в 13-м повороте, шины Michelin будут небезопасными и непригодными для эксплуатации. использовать во время гонки. Уайтинг ответил, выразив свое удивление по поводу того, что Michelin не привез с собой второй комплект шин, предложив проинформировать команды о максимальной безопасной скорости в 13-м повороте и предложив контролировать поворот, наказывая автомобили Michelin за превышение скорости. Он также обратился к нескольким решениям, которые были предложены командами, настаивая на том, что использование покрышек, пролетевших за ночь, приведет к штрафам, а размещение шиканы в повороте «исключено» — гонка не будет санкционирована. в FIA ( что делает его не-чемпионат гонки) , если расположение дорожки была изменена. Он счел предложения команд Michelin «в высшей степени несправедливыми» по отношению к командам Bridgestone . Во втором письме Дюпаскье и Шоррок объявили, что не разрешат своим командам участвовать в гонках на шинах Michelin. Затем гонка проходила с участием только трех команд Bridgestone ( Ferrari , Jordan и Minardi ). Гонку выиграл Михаэль Шумахер .

Читайте также:  Что лучше летом узкие или широкие шины

Источник

Резиновая история. Как эволюционировали шины в Формуле 1

За 67-летнюю историю существования Ф1 шины в ней прошли большой путь – от незначительного элемента до высокотехнологичного продукта, определяющего облик всей серии. Motorsport.com Россия вспоминает главные вехи шинной истории Ф1.

На заре возникновения Формулы 1 инженеры не слишком задумывались о важности шин, рассматривая их в качестве элемента, без которого машина не сдвинется с места, но при этом не влияющего на уровень выступлений. Технических спецов того времени гораздо больше волновали мощность моторов и общая техническая надежность автомобилей.

Шины тех лет были очень узкими и скорее напоминали колеса карет XIX века, нежели покрышки современных автомобилей. И, разумеется, отличались катастрофическим уровнем сцепления по сравнению с нынешней резиной. Впрочем, в суровые 50-е годы никто не считал это проблемой.

Кроме того, в 1950-е в чемпионате было немало поставщиков резины (с 1954 по 1958 год – целых шесть), но никакой войны между ними не велось. А команды легко меняли шинников прямо по ходу сезона, причем по несколько раз. Можно было провести этап на шинах Continental, на следующем Гран При поставить продукцию Pirelli, а к концу сезона опробовать Firestone – такое непостоянство было свойственно многим участникам Ф1 тех лет.

Этой машине удалось завоевать несколько подиумов и даже выиграть одну гонку: на Гран При Швеции-1976 победу за рулем P34 одержал Джоди Шектер. Однако добиться большего не удалось во многом из-за нежелания Goodyear тратить ресурсы на разработку маленьких покрышек, которые использовала только Tyrrell. В итоге результаты P34 постепенно стали ухудшаться, и команда отказалась от смелой идеи шестиколесного автомобиля.

Хотя до 1977 года в Ф1 почти всегда присутствовало минимум два поставщика резины, жесткой гонки вооружений они не вели. Но все изменил приход Michelin – французские шинники ворвались в Формулу 1 с по-настоящему революционной идеей, в итоге вознесшей их на самую вершину. Первым и единственным их клиентом в том сезоне стала Renault, также впервые появившаяся в Формуле 1.

Michelin разработала для Ф1 радиальные шины, нити корда которых расположены вдоль радиуса колеса. В диагональных шинах, использовавшихся в Ф1 до этого, нити корда располагались под углом к радиусу. Конструкция радиальных шин имеет ряд преимуществ перед диагональными – такие колеса жестче, меньше подвержены деформации, обладают стабильностью на прямых, обеспечивают лучшее сцепление в поворотах и при этом меньше весят.

Радиальные шины перевернули Ф1 – выступления клиентов Michelin шаг за шагом доказывали превосходство инновационных колес. Уже в сезоне-1978 французские шинники выиграли первый Гран При – на этапе в США победу одержал Карлос Рейтеманн из Ferrari. В 1979 году Michelin завоевала первый титул – тот чемпионат выиграл другой пилот Скудерии Джоди Шектер. А к 1981 году Michelin просто уничтожила конкурентов – абсолютно все команды перешли на их продукцию. Радиальные шины окончательно вытеснили из Формулы 1 диагональные.

Но уже в 1981 году конкуренты вернулись в чемпионат, подготовив свои версии радиальных колес. Бросить вызов Michelin осмелились в Goodyear, Pirelli и Avon. В Формуле 1 развернулась настоящая шинная война – важность резины стала окончательно очевидна всем и в разработку покрышек начали вкладывать по-настоящему большие деньги.

Едва ли не каждый месяц специалисты всех четырех компаний создавали улучшенные составы и проводили их масштабные тесты, неся огромные затраты. Первой не выдержала Avon – в 1982 году английская компания покинула Формулу 1. Оставшиеся три поставщика продолжали борьбу, в которой побеждала Michelin, собравшая у себя большинство ведущих команд. В сезоне-1984 использующие французскую резину McLaren и Brabham выиграли 14 гонок из 16.

Однако постоянные успехи Michelin привели к тому, что малейшая их неудача расценивалась как провал. Например, на этапе в Далласе нежная резина французов оказалась не готова к адской техасской жаре и крошащемуся на глазах асфальту, в результате чего до финиша добрался только один гонщик на Michelin. Падающая маркетинговая отдача и огромные расходы на гоночную программу заставили французскую компанию уйти из Формулы 1 – однако Michelin покидала серию победителем.

Поначалу идею термочехлов команды восприняли в штыки, но перед Гран При Испании-1986 Друри уговорил парней из Williams опробовать его изобретение в деле. В итоге коллектив сэра Фрэнка не прогадал – за несколько кругов до финиша механики поставили Найджелу Мэнселлу разогретые с помощью термочехлов покрышки. И англичанин, ко всеобщему удивлению, просто полетел по трассе, обогнал нескольких соперников и едва не выиграл гонку.

Того перформанса Мэнселла оказалось достаточно, чтобы термочехлы заинтересовали решительно всех. Сегодня Формулу 1 просто невозможно представить без грелок для шин – хотя в FIA уже не первый год задумываются об их запрете ради сокращения расходов. Современные термочехлы позволяют разогреть шины до температуры в 100 градусов и даже больше.

Читайте также:  Можно ли покупать шины старого года выпуска

А Майк Друри неплохо поднялся благодаря своему изобретению – англичанин основал компанию M A Horne Tyre Tec England Ltd, которая уже много лет поставляет термочехлы командам Ф1.

Мощные моторы, распространение электроники, совершенствующаяся аэродинамика и растущая прижимная сила – все это привело к тому, что рост скоростей в Ф1 90-х годов стал угрожать безопасности гонок. В FIA это понимали – и решили замедлить машины путем ухудшения их механического сцепления с трассой, введя шины с продольными канавками. Новые шины с меньшим пятном контакта с асфальтом не могли обеспечить столь же высокую скорость в поворотах, как слики, и скорости в Ф1 действительно упали.

Это решение многим пришлось не по душе – пилотам и инженерам пришлось бороться с быстрым гранулированием и пузырением шин вследствие перегрева и привыкать к новым условиям. Да еще и внешний вид «псевдосликов» вызывал у многих недовольство – однако резина с канавками задержалась в Ф1 на 11 лет. А после ухода Goodyear в конце 1998 года монопольным поставщиком новых шин стала Bridgestone.

Однако японские шинники недолго оставались в одиночестве – в 2001 году в чемпионат вернулась компания Michelin, сходу оттяпавшая у Bridgestone почти половину клиентов, в числе которых оказалась и Williams-BMW. В Формуле 1 снова началась гонка вооружений между поставщиками – Michelin и Bridgestone постоянно обновляли химические составы резины и совместно с командами выкидывали десятки миллионов долларов на тесты новых спецификаций шин.

И несмотря на то, что все больше коллективов предпочитало перейти на французскую резину, победы в чемпионате доставались клиентам Bridgestone из Ferrari – причем это были разгромы, за исключением разве что сезона-2003. Секрет успеха был в том, что Скудерия была приоритетной командой для японцев. Их резина разрабатывалась с учетом пожеланий Ferrari и в тесной кооперации с итальянской командой, в то время как Michelin не выделял никого из своих клиентов.

Однако необходимость экономить шины не понравилась ни гонщикам, ни зрителям, ни поставщикам резины. Этот запрет продержался всего сезон, и смена покрышек на пит-стопах вернулась уже в 2006 году.

Во многом отмене запрета поспособствовали события Гран При США-2005, где произошел один из самых известных скандалов в истории Формулы 1. По ходу уик-энда выяснилось, что шины Michelin не выдерживают нагрузок в бэнкинге трассы в Индианаполисе – во время тренировки взорвалось колесо на машине Ральфа Шумахера, в результате чего тот попал в серьезную аварию. И хотя расследование выявило вину инженеров Toyota, установивших слишком низкий уровень давления в шинах, никому не хотелось рисковать попасть в аварию на скорости в 300 км/ч. Особенно учитывая близость отбойников на «Индианаполис Мотор Спидвей».

После прогревочного круга все машины на резине Michelin дружно вернулись на пит-лейн, и старт в гонке приняли всего шесть пилотов. Свист с трибун, недовольные промоутеры, спонсоры и ТВ-компании – тот Гран При нанес огромный ущерб репутации как Michelin, так и Формулы 1 в целом.

Однако Michelin были интересны только победы, одержанные в конкурентной борьбе – вскоре после новостей о введении шинной монополии с сезона-2008 французская компания объявила о сворачивании программы в Формуле 1 и в итоге покинула серию в конце 2006 года, выиграв напоследок титулы в личном и командном зачетах вместе с Renault. А Bridgestone стала единственным поставщиком резины. С тех пор представители Michelin неоднократно заявляли о своей заинтересованности в Ф1, но только при условии возобновления конкуренции между поставщиками шин.

Проблема малого количества обгонов в Ф1 остро стояла уже не один год, и в FIA пошли на радикальные меры, чтобы исправить ситуацию. Перед сезоном-2009 технический регламент Формулы 1 пережил очередную революцию – чтобы облегчить пилотам борьбу, под нож пошли все мелкие аэродинамические элементы, создающие множество завихрений, затруднявших пилотам преследование. В целом, аэродинамику существенно упростили, в результате чего уровень прижимной силы у машин резко упал.

По задумке FIA, улучшившееся механическое сцепление с асфальтом должно было компенсировать потери в аэродинамической эффективности – и спустя 11 лет в Ф1 вернулись слики.

Тот этап понравился всем, и новых поставщиков резины из Pirelli попросили создать именно такие шины – быстро изнашивающиеся и требующие двух-трех остановок в боксах по ходу гонки. Новые покрышки, а также внедрение системы DRS, в разы увеличили число обгонов уже в сезоне-2011 – в некоторых Гран При гонщики в сумме проводили по сотне и более успешных атак. В первых гонках сезона-2012 на трассах и вовсе царил хаос – команды не понимали работу покрышек, подготовленных Pirelli к тому чемпионату. В итоге в семи первых Гран При 2012 года было семь разных победителей из пяти команд.

Поначалу гонки с обилием пит-стопов и обгонов всем нравились, но затем появилось раздражение – большую часть заезда пилотам приходилось заниматься экономией резины и не атаковать на максимуме. Многие в Формуле 1 пришли к выводу, что серия идет по неверному пути – и в результате перед сезоном-2017 были анонсированы большие перемены, которые затронули и шины.

В новой Формуле 1 колеса стали больше – ширина передних шин увеличилась на 60 мм (с 245 до 305 мм), а задние прибавили 80 мм (с 325 до 405 мм). За счет увеличившегося пятна контакта вырос уровень механического сцепления – благодаря этому, а также более продвинутой аэродинамике скорость машин в поворотах резко выросла. И что более важно, в Pirelli наконец отказались от концепции быстро деградирующих шин и создали более-менее износостойкую резину – в Ф1 снова можно атаковать и не думать о сбережении покрышек.

Источник

Adblock
detector