Меню

Соединение стальной шины с медной

И 1.08-08 Инструкция по проектированию и монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств (выдержки)

Содержание:

1. РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

2. СОЕДИНЕНИЯ ШИН С ВЫВОДАМИ

3. СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ В ОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ

4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1: БОЛТЫ И ГАЙКИ

5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ШАЙБЫ

6. ПРИЛОЖЕНИЕ 9: ВЫВОДЫ КОНТАКТНЫХ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ ПЛОСКИЕ И ШТЫРЕВЫЕ

7. ДОПУСТИМЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ТОК ДЛЯ ШИН ПРЯМОУГОЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ

1. РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

1. Технология выполнения соединений

1.1. Разборные (болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин и климатических факторов внешней среды подразделяются на соединения:

а) без средств стабилизации электротехнического сопротивления;

б) со средствами стабилизации электрического сопротивления.

1.2. Контактные соединения шин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав алюминиевый сплав, медь-сталь, сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь и алюминиевый сплав-сталь для группы А не требуют применения средств стабилизации электрического сопротивления. Соединения выполняются непосредственно с помощью стальных крепежных деталей (рис.1 а).

Рис. 1. Разборные контактные соединения

1 — шина медная, из алюминиевого сплава или стали; 2 — алюминиевая шина; 3 — стальная шайба; 4 — тарельчатая пружина; 5 — стальной болт; 6 — стальная гайка; 7 — болт из цветного металла; 8 — гайка из цветного металла; 9 — шайба из цветного металла; 10 — металлопокрытие; 11 — шина медная, алюминиевая, из алюминиевого сплава или стали; 12 — медно-алюминиевая пластина; 13 — пластина из алюминиевого сплава; 14 — шина из алюминиевого сплава

1.3. Контактные соединения шин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А и Б, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следует выполнять с помощью одного из средств стабилизации сопротивления:

а) тарельчатых пружин по ГОСТ 3057 (рис. 1 б);

б) крепежных изделий из меди или ее сплава (рис. 1 в);

в) защитных металлических покрытий по ГОСТ 21.484, наносимых на рабочие поверхности шин или электропроводящей смазкой типа ЭПС-98 (рис 1 г);

г) переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357 (рис. 1 д);

д) переходных пластин из алюминиевого сплава (рис. 1 е).

1.4. Для группы Б контактные соединения шин из материалов алюминиевый сплав-медь, алюминиевый сплав-сталь, следует выполнять как показано на рис. 1 д, е; из материалов алюминий-медь, алюминий-сталь — как показано на рис. 1 б, в, д, е.

Рабочие поверхности шин и пластин из алюминия и алюминиевого сплава должны иметь защитные металлопокрытия.

1.5. Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин следует соединять с алюминиевыми шинами сваркой. Разборные соединения переходных пластин с медными шинами необходимо выполнять с помощью стальных крепежных деталей.

1.6. Расположение и диаметр отверстий для соединения шин шириной до 120 мм приведены в табл. 1.

Зависимость диаметра отверстия в шинах от диаметра стягивающих болтов следующая:

Диаметр отверстия в шинах, мм

Таблица 1

* Примечание только при соединении пакетов шин

1.7. Контактные участки шин шириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами. Ширина разреза зависит от способа его выполнения и должна быть не более 5 мм.

2. Подготовка к сборке разборных соединений

2.1. Подготовка шин для разборного соединения состоит из следующих операций: выполнение отверстий под болты, обработка контактных поверхностей и, при необходимости, нанесение металлопокрытия.

Читайте также:  Из за чего визг шины при повороте

2.2. Расположение и размеры отверстий под болты должны соответствовать указанным в п. 1.6.

2.3. При массовой заготовке шин рекомендуется вырубку отверстий производить на прессах. Одновременная вырубка нескольких отверстий

может быть осуществлена с помощью специальных приспособлений. При вырубке отверстий с применением упора и кондукторов разметку производить не следует.

2.4. Длину болтов для соединения пакета шин необходимо выбирать по табл. 2. На болтах после сборки и затяжки соединений должно оставаться не менее двух ниток свободной резьбы.

Таблица 2

Длина болтов для соединения пакетов шин:

Толщина пакета шин в соединении, мм

алюминиевых с алюминиевыми

алюминиевых с медными или с шинами из алюминиевого сплава

2.5. Контактные поверхности шин необходимо обрабатывать в следующем порядке: удалить бензином, ацетоном или уайт-спиритом грязь и консервирующую смазку, у сильно загрязненных шин гибкой ошиновки кроме очистки внешних повивов после расплетки очистить внутренние повивы; выправить и обработать под линейку на шинофрезерном станке (при наличии вмятин, раковин и неровностей); удалить посторонние пленки ручным электроинструментом со специальным зачистным кругом, или другими насадками и приспособлениями для механизированных инструментов. Зачистку шин в мастерских электромонтажных заготовок рекомендуется производить на станке 3Ш-120. При зачистке алюминия применять шлифовальные круги не допускается. Не следует применять напильники и стальные щетки для одновременной обработки шин из различных материалов.

2.6. Для удаления окисных пленок рабочие поверхности следует зачищать. По окончании зачистки шин из алюминия или алюминиевого сплава на их поверхность необходимо нанести нейтральную смазку (вазелин КВЗ, ГОСТ 15975; ЦИАТИМ-221, ГОСТ 9433; ЦИАТИМ-201, ГОСТ 6267; электропроводящую смазку ЭПС-98 ТУ 0254-002-47926093-2001 или другие смазки с аналогичными свойствами). Рекомендуемое время между зачисткой и смазкой — не более 1 ч.

2.7. Способы и технология нанесения металлопокрытий на контактные поверхности шин даны в Приложении 8.

2.8. Поверхности, имеющие защитные металлические покрытия, в случае загрязнения перед сборкой следует промыть органическими растворителями (бензином, уайт-спиритом и т.д.).

Луженые медные желобки, предназначенные для закрепления медных шин в петлевых зажимах, необходимо промывать растворителем и покрывать слоем нейтральной смазки (вазелин КВЗ, ГОСТ 15975; ЦИАТИМ-201, ГОСТ 6267; ЦИАТИМ-221, ГОСТ 9433; электропроводящую смазку ЭПС-98 ТУ 0254-002-47926093-2001 или другими смазками с аналогичными свойствами). Зачищать такие желобки наждачной бумагой не следует.

2.9. Допускается наносить металлопокрытия на отрезки шин (пластин), которые затем приваривают к шинам на монтаже. Длина покрываемого отрезка шины (пластины) в зависимости от длины этого отрезка должна быть:

Источник

Соединение медного провода со стальной шиной — защита от контактной коррозии

Прошу экспертной помощи в следующем вопросе:

Для ДСУП ванной комнаты необходимо выполнить соединение труб ХВС/ГВС с коробкой уравнивания потенциалов медным проводом.
К трубам приварены контактные площадки (лепестки) из углеродистой стали (без цинкового покрытия), с отверстиями.
Необходимо разборное болтовое контактное соединение.

Проблема заключается в следующем:

«ГОСТ 9.005-72 Металлы, сплавы, металлические и неметаллические неорганические покрытия. Допустимые и недопустимые контакты. » —
определяет углеродистую сталь и медь, углеродистую сталь и олово — как недопустимые контакты с точки зрения контактной коррозии.

Посоветуйте, пожалуйста решение проблемы без применения сварки (если такое решение существует), с обоснованием.

«4.4.7. В технически обоснованных случаях, когда к конструкции изделия предъявляются требования, не предусмотренные п.4.4.6, следует со стороны, где изделие находится в более жестких условиях, изолировать крепежные детали от основного металла или помещать между ними цинковую, оцинкованную или кадмированную шайбу с толщиной покрытия не менее 40 мкм.»
Оцинкованная шайба, лужёный наконечник, смазка для полного душевного спокойствия.

Читайте также:  Шина импорта refined storage

Ежели провод гибкий ,то необходима опрессовка наконечником. А на них покрытие луженое, так что и проблемы как таковой не будет. Можно смазать техническим вазелином для спокойствия.

Коллеги, я изначально планировал использовать луженый кабельный оконечник.

Проблема в том, что при сварке цинковое покрытие пострадало, и его пришлось счистить.
Подскажите, я правильно понимаю ГОСТ 9.005-72, что при использовании луженного наконечника для соединения с «голой» (неоцинкованной) шиной из углеродистой стали все-равно нужно использовать переходную шайбу, так как олово/припой ПОС не совместимы с углеродистой сталью без цинкового покрытия?

KAPSLOK , проводящей смазкой КВТ место контакта смазали и забили на это дело.

KAPSLOK , а что если бы вы начали с ПУЭ, и его пункта в котором чёрным по белому сказано «Соединения должны быть защищены от коррозии и механических повреждений». Т.к. вы прямо говорите, что часть соединения у вас не имеет антикоррозионной защиты, то возникает вопрос: почему вы пытаетесь выполнить требования стандарта, отношение которого к вашей ситуации вы не обосновали документально, при этом игнорируете требования документа, которому должны следовать. Холодное цинкование уже существует, кстати, в баллончиках.

Заодно, сами обдумайте, из чего будет переходная шайба, если по табл. 1 с углеродистой сталью может контактировать фосфатированный цинк и кадмий, аналогичные же углеродистые стали (б/покр./азот./оксид./фосф.) и цирконий. После этого решите, что делать с оцинкованным/нержавеющим крепежом, который по той же таблице не может контактировать со сталью.

VIVA написал:
почему вы пытаетесь выполнить требования стандарта, отношение которого к вашей ситуации вы не обосновали документально

«2.1.6 Разборные контактные соединения, не требующие применения средств стабилизации

электрического сопротивления, должны выполняться при помощи стальных крепежных

изделий, защищены от коррозии в соответствии с требованиями ГОСТ 9.303-84, ГОСТ

ВТБ! написал:
«2.1.6 Разборные контактные соединения, не требующие применения средств стабилизации

П. 1.7.139 «Для болтовых соединений должны быть предусмотрены меры против ослабления контакта», что несколько не сходится с указанным вами «не требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления».

А вот п 2.1.7, в означенном ГОСТ 10434, целый список регламентированных способов решения поставленной тс задачи, п. 3 которого прямо предлагает защитные покрытия.

Обоснование, если не очевидно, почему 2.1.7, а не .6.:
1) ПУЭ7 «1.7.142. Присоединения заземляющих и нулевых защитных проводников и проводников уравнивания потенциалов к открытым проводящим частям должны быть выполнены при помощи болтовых соединений или сварки».
2) ПУЭ7 «1.7.139 . Для болтовых соединений должны быть предусмотрены меры против ослабления контакта.», что приводит нас к
3) ГОСТ 10434 «2.1.7 Разборные контактные соединения, требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления».

Сообразно, необходимость антикоррозионной обработки контактной площадки на трубе никуда не исчезла.

VIVA написал:
А вот п 2.1.7, в означенном ГОСТ 10434, целый список регламентированных способов решения поставленной тс задачи, п. 3 которого прямо предлагает защитные покрытия.

Если п. 3, то снова «с учетом требований ГОСТ 9.005-72».

Но если посмотреть на таблицы 3 и 4, то для пары медь-сталь всё равно выходит 2.1.6.
А п.3 — только для алюминия (и его сплавов).

VIVA написал:
Холодное цинкование уже существует, кстати, в баллончиках.

Я только за. Но смазка пока доступнее.

ВТБ! написал:
Если п. 3, то снова «с учетом требований ГОСТ 9.005-72».

Требования ГОСТ 9.005-72 не запрещают контакт оцинкованных поверхностей с лужёными. Поэтому холоднооцинкованная, в соответствии с п. 3, часть соединения вполне удовлетворяет требованиям этого стандарта, при контакте через лужёный наконечник, оцинкованный же крепёж.

Читайте также:  Какое давление должно быть в шинах квадроцикла cfmoto 1000

Давайте по очерёдности документов. ПУЭ в приоритете, они ссылаются на ГОСТ. Дабы не повторять, обоснование выше. Пункт 3, если мне не изменяют глаза относится к любым «Разборным контактным соединениям, требующим применения средств стабилизации электрического сопротивления». Ремарок о материале этих соединений там нет. Таблица предлагает лишь способ выявления необходимости применения указанных средств. В обсуждаемом случае, правила прямо указывают на то, что такая необходимость есть.

А применение проводящей смазки это 2.1.7 п. 8.

Наоборот.
Но по существу согласен полностью: если делать долговечное необслуживаемое соединение, одной лишь смазкой не обойтись.

Некорректно выразился. Правила учитывают ГОСТ, но именно они, а не стандарты накладывают обязательство соблюдать названные ими ГОСТ, причём именно так, как это описано в Правилах. В этом ключе, ГОСТ хоть и является основной разработки правил, но имеет уже вторичное значение (становятся некоей составной частью правил с более подробными описаниями), т.к. подразумевается, что предписания Правил не нарушают и не противоречат действующим стандартам.

Коллеги.
Благодарю вас за то, что не оставили мой вопрос без внимания.

Защита соединения от коррозии предусмотрена, но запланирована на последний шаг сборки:

  1. Изначально к трубе были приварены оцинкованные лепестки. Ошибка была допущена мной при выборе длины лепестков — она оказалась недостаточной, и цинковое покрытие частично выгорело, другая часть повреждена брызгами металла. Срезать и приваривать новые лепестки мне будет сейчас сложно — крайне стремлюсь этого избежать.
  2. Остатки цинкового покрытия счищены — остается лепесток из углеродистой стали, приваренный к трубе.
  3. В лепестке есть отверстие для болтового соединения.
  4. Перед сборкой болтового соединения зачищаю поверхность лепестка от оксидной пленки, обезжириваю и высушиваю.
  5. После сборки и затяжки болтового содинения «лепесток-кабельный наконечник» узел защищается от коррозии с помощью грунтовки по цветному металлу и окраски в 2 слоя.

Проблема для меня заключается в том, что я плохо понимаю, как обеспечить требование ГОСТ 9.005-72 к выбору материалов для соединения с целью обеспечить защиту от контактной коррозии.

Если я правильно понял, то возможны два варианта:
1) покрыть лепестки цинком из аэрозольного баллончика (но тут неясно, как обеспечить необходимую толщину цинкового слоя; какая марка пригодна для обработки именно электрических контактов).
2) между лепестком и кабельным наконечником проложить стальную шайбу с цинковым покрытием не менее 40 мкм.
Здесь вопрос следющий. В рознице среди известных мне московских магазинов я не нашел подходящую. Поэтому допускается ли с точки зрения ГОСТ 9.005-72 изготовить такую шайбу, выпилив ее из стальной шины с цинковым покрытием 50 мкм (у меня остались заготовки для лепестков)? Проблема в том, что края такой шайбы и края отверстия в ней будут без цинкового покрытия. Хотя здесь я могу покрасить неоцинкованные поверхности заранее.

И какой должен быть крепеж? Отвечает ли требованию ГОСТ 9.005-72 крепеж, оцинкованный электролитически с пассивированием, или крепеж должен также иметь покрытие толщиной не менее 50 мкм (горячее цинкование).

Источник

Adblock
detector