Формирование объекта закупки с учетом особенностей применения национального режима
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) товары иностранного происхождения, работы и услуги, выполняемые или оказываемые иностранными лицами, обладают равным доступом к закупкам, проводимым в рамках Федерального закона № 44-ФЗ с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами.Вместе с тем, Правительство РФ вправе устанавливать запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее соответственно – запрет, ограничение) к закупкам в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, а также минимальную обязательную долю закупок российских товаров. В свою очередь, Минфин России вправе устанавливать условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее – условия допуска).
В целях реализации указанных положений Правительством РФ и Минфином России приняты несколько подзаконных актов, в которых содержатся перечни товаров, в отношении которых предусматриваются запреты, ограничения и условия допуска.
При этом заказчики должны применять запреты в отношении тех товаров, которые указаны в перечнях независимо от выбранного способа закупки (как к конкурентным закупкам, так и закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ограничения и условия допуска применяются в отношении товаров, которые указаны в соответствующих перечнях и закупаются конкурентными способами закупок.
С 01 апреля 2021 г. вступил в силу особый порядок проведения закупок малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Указанный порядок предусматривает, что извещение о проведении закупки в силу пункта 10 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, согласно пункта 4 приказа Минфина России от 04 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 126н) Приказ № 126н подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Данный факт вызывает коллизию норм и требует скорейшего устранения. Получается, что закупка малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ не может содержать условий допуска.
При формировании объектов закупки важно учитывать допустимость объединения в одну закупку товаров, которые есть в соответствующих перечнях и товаров, которых в перечнях нет.
В связи с чем, большие перечни закупаемых товаров, например, канцелярские или хозяйственные товары приходится дробить на отдельные закупки.
В частности, запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ № 616 от 30 апреля 2020 г. «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее –Постановление № 616) не допускает того, чтобы предметом одного контракта (одного лота) были промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.
В отношении ограничений допуска промышленной продукции, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617), действует правило о том, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него.
При этом музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню прилагаемому к Постановлению N 617, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота). Для производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования в ПостановленииN 617 имеется отдельный перечень. Например, в производственную группу «Пианино» входят «Фортепиано», «Пианино» и «Рояли», а значит другие музыкальные инструменты в закупку вместе с указанными товарами включать нельзя.
В постановлении Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ограничивающего допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, представлено два перечня: медицинских изделий, и медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов. При этом для каждого перечня в отдельности действует правило о том, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 или № 2 и не включенные в них.
Приказ № 126н содержит запрет на объединение в предмете одного контракта (одного лота) товаров, указанных в приложениях к Приказу № 126н и не указанные в них. При это в Приказе № 126н имеются два приложения, одно общее, а второе для закупок, проводимых в рамках национальных проектов. Для второго приложения действует особое правило согласно которому не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении N 2 и закупаемые при реализации национальных проектов (программ) и не указанные в нем.
При применении запретов, ограничений и условий допуска в одной закупке следует руководствоваться следующими правилами.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ условия допуска не применяются, если для товаров установлен запрет. Например, если товар указан в перечнях Постановления № 616 и Приказе № 126н, то в документации и извещении устанавливается лишь запрет по Постановлению № 616.
Если в отношении одного товара предусмотрены ограничения и запреты допуска, то ограничения не применяются. Например, в перечне Постановления № 616 содержатся коды ОКПД2, встречающиеся в перечне Постановления № 617. При закупке товара, который одновременно есть в обоих перечнях следует применить запрет в соответствии с Постановлением № 616. При этом ограничение допуска по Постановлению № 617 не устанавливается.
Если приобретаемый товар включен в перечень Приказа № 126н (условия допуска) и перечень Постановления № 617 (ограничение), то в документации и извещении устанавливается и ограничение по Постановлению № 617, и условие допуска по Приказу № 126н. Если при рассмотрении заявок отклонены все заявки с иностранными товарами по правилам Постановления № 617, и остались только заявки с товарами из России (ЕАЭС), то условия допуска не учитываются. Если после рассмотрения заявок признаны соответствующими как заявки с иностранными товарами, так заявки с товарами из России (ЕАЭС), то применяются условия допуска, установленные в Приказе 126н.
Таким образом, при формировании объекта закупки важно сопоставлять возможность объединения в одну закупку различных товаров с перечнями нормативно-правовых актов, устанавливающих запреты, условия и ограничения допуска.
Источник
Новые правила национального режима по 44-ФЗ в 2021 году
Национальный режим в сфере закупок по 44-ФЗ — это запреты, ограничения и специальные условия приобретения товаров, работ и услуг, произведенных в иностранных государствах. С 31.08.2021 правила применения запретов и ограничений на покупку импортной продукции изменены.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать постановление правительства № 616 от 30.04.2020 в Word |
Скачать постановление правительства № 617 от 30.04.2020 в rtf |
Скачать приказ Минфина № 126н от 04.06.2018 в docx |
Скачать постановление правительства № 1432 от 28.08.2021 |
Изменения нацрежима в 2021 году
Приводим таблицу с последними изменениями правил применения нацрежима в сфере госзаказа, которые произошли в 2021 году.
Что изменилось | Как реализовано | Постановление правительства, которое внесло изменения |
---|---|---|
Сокращен список импортных медизделий с ограничениями допуска | ПП № 1432 от 28.08.2021 | |
Расширен перечень импортных медизделий, для которых установлены ограничения | Перечень дополнен позициями: тонометры, аппараты УЗИ, микроскопы и проч. | ПП № 336 от 06.03.2021 |
Введены правила допуска для медизделий не из ПВХ | Введены ограничения допуска на закупку импортных одноразовых медизделий не только из ПВХ. | ПП № 76 от 28.01.2021 |
Эксперты КонсультантПлюс сделали обзор ключевых изменений в закупках по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Разберем подробнее, как эти изменения применяются в закупочном процессе.
Отражаем информацию о нацрежиме
Статья 14 44-ФЗ разъясняет, в каких случаях заказчику следует руководствоваться правилами национального режима при проведении тендера: его применение регулирует правительство. Если не знаете, попадает ли ваш объект закупок под действие правил, которые установлены действием нацрежима, проверьте ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД2 или по наименованию продукции (письмо ФАС России № 17/25505/19 от 29.03.2019).
Контрактное законодательство разъясняет, как прописать в извещении по 44-ФЗ, если в закупке имеется и запрет, и ограничение: в документации и извещении надлежит отразить все условия и правила их применения, закрепленные в действующих законодательных нормативах. Если ошибетесь в кодировке и установите национальный режим к изделиям, которые этого не требуют, антимонопольный орган расценит это как необоснованное применение запретов и ограничение конкуренции.
Вот какой статьей ФЗ 44 регулируется применение национального режима при осуществлении закупок: ст. 14 федерального закона о контрактной системе.
Если национальный режим для вашего заказа обязателен, включите такие положения:
- на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим — страны ЕАЭС;
- правила подтверждения участниками соответствия установленным запретам, ограничениям или условиям допуска и перечень подтвердительных документов;
- порядок рассмотрения и оценки заявок (для лекарств — ПП РФ № 1289 от 30.11.2015).
Рассказываем, как проверить на запреты и ограничения национальный режим 44-ФЗ при проведении закупки:
- Определитесь с видом продукции.
- Уточните код ОКПД2.
- Найдите товар по коду ОКПД2 или названию в списках продукции, которые включены в действующие постановления правительства по нацрежиму.
Применяем запрет на допуск
Запреты устанавливаются для любого заказа. Вот как применяют постановление о нацрежиме при осуществлении мелких закупок по 44-ФЗ: заключение контракта с единственным поставщиком не является исключением. Суть запрета — невозможность поставки ТРУ, изготовленных вне территорий стран Евразийского экономического союза.
Для продукции, на которую установлен запрет и которая включена в перечень по приказу № 126н от 04.06.2018, условия допуска не применяются (пп. «г» п. 2 приказа 126н). Для установления запретов по национальному режиму по 44-ФЗ с единственным поставщиком или проведения тендера действует вот такой перечень товаров:
- промышленная продукция (ПП № 616 от 30.04.2020);
- программное обеспечение (ПП № 1236 от 16.11.2015);
- программно-аппаратные комплексы систем хранения данных (ПП № 1746 от 21.12.2019).
31.08.2021 вступило в силу постановление правительства № 1432 от 28.08.2021, которое внесло правки в правила применения запретов на госзакупку импортной продукции:
- Расширен список импортной продукции, в отношении которой установлены запреты в рамках правил национального режима по 44-ФЗ для машиностроения по постановлению правительства № 616 от 30.04.2020. В перечень добавлены электронные схемы, компьютерная техника, светильник и прочие товары, которые ранее закупались с ограничениями.
- Изменены правила работы с КТРУ, утвержденные ПП № 145 от 08.05.2017: при закупке заказчикам запрещено указывать доп. параметры продукции, подпадающей под действие запретов по ПП № 616 от 30.04.2020.
Применяем ограничения
Правила работают следующим образом: ограничения не устанавливаются при заказах иностранного государства для собственных нужд и обеспечения деятельности заказчиков, находящихся на территории этого государства. Не ограничивают допуск, если извещение опубликовано до момента вступления в силу ограничительных норм (это касается и приглашений на участие в заказе).
Ограничения устанавливаются вместе с условиями допуска. Перед размещением закупки проверьте, подпадают ли товары, работы, услуги и под ограничения, и под условия допуска. В 44-ФЗ не прописано, в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима. Эти правила установлены постановлениями правительства для определенных групп товаров:
- промышленная продукция (постановление № 617 от 30.04.2020);
- продукты питания (постановление № 832 от 22.08.2016);
- лекарственные средства (постановление № 1289 от 30.11.2015);
- медицинские товары (постановление № 102 от 05.02.2015);
- изделия радиоэлектроники (постановление № 878 от 10.07.2019).
Постановление правительства № 1432 от 28.08.2021 внесло правки по применению ограничений импорта:
- Сокращен список импортных медизделий, на которые распространяются ограничения допуска по постановлению правительства № 102 от 05.02.2015. Из перечня исключили эндоскопические комплексы, томографы, рентгены, маммографы, инкубаторы для новорожденных и прочие (более 40 позиций).
- Для обновленного перечня медизделий по ПП № 102 от 05.02.2015 и импортной радиоэлектроники из перечня по ПП № 878, которые подпадают под ограничения допуска, введено правило «второй лишний». Если среди заявок участников тендера есть предложение о поставке отечественной продукции, которое соответствует требованиям заказчика, остальные заявки отклоняют. Под новые правила подпадает закупка сигнализации, звукового оборудования, эндоскопических комплексов, рентгенов и проч.
Проект поправок в ПП № 878 от 10.07.2019 рассмотрен правительством и проходит завершающую стадию утверждения — подготовка окончательного текста. Изменения предусматривают переходный период для правила «второй лишний», которое введено в действие в конце августа. В качестве подтверждения страны происхождения товара до 31.12.2022 заказчики засчитают сведения из перечня Минпромторга, реестра ЕАЭС, сертификат СТ-1.
Применяем условия допуска по приказу № 126н
Под условиями допуска понимаются особенности продажи иностранной продукции в России. Законодательно применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ регулируется приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018. Этот же норматив определяет, для какой продукции условия допуска являются обязательными.
Ключевое правило при закупках с ограничениями — нельзя включать в один заказ товары, подпадающие под применение национального режима, и продукцию, отсутствующую в перечне из приказа 126н (письмо Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019). Если приобретаете товары из перечня, руководствуйтесь следующей инструкцией:
- Если для закупаемых продуктов действует двухзначный класс или трехзначный подкласс ОКПД2, то условия допуска необходимо применять ко всем позициям этого подкласса (письмо Минфина № 24-01-08/58632 от 05.08.2019).
- Если вы проводите конкурентную закупку (форма не имеет значения), то преимущество предоставляется тем участникам, которые предложили поставить продукцию из стран ЕАЭС. По правилам, национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Заявки таких участников полностью соответствуют требованиям, установленным в документации и извещении (п. 1.1, 4 приказа 126н, п. 1 информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019).
- Для подтверждения страны-изготовителя участнику достаточно прописать ее название в заявке (п. 1.6 приказа 126н, п. 4 письма Минфина № 24-01-07/2281).
- Если в ходе исполнения контракта потребуется изменить страну происхождения продукции, измените ее на страну из Евразийского экономического союза (п. 1.7 приказа 126н).
- Если заявка участника конкурса, запроса котировок или предложений включает предложение о поставке продукции только из стран ЕАЭС, то для анализа такой заявки показатель цены контракта снижается на 15%. Если участник с таким предложением победит в торгах, то контракт необходимо заключить по цене, предложенной победителем, то есть без применения понижающего коэффициента (п. 1.2 приказа 126н).
Случаи, когда по национальному режиму не применяют ограничения и условия допуска, перечислены в п. 2 приказа 126н и в п. 1 письма Минфина России № 24-02-05/26879 от 15.04.2019. Заказчик не применяет условия допуска, если:
- конкурентная процедура признана несостоявшейся;
- все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставках товаров, работ или услуг только из стран Евразийского экономического союза;
- все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставке хотя бы одного изделия не из стран ЕАЭС.
В приказе 126н никак не регламентируются случаи, когда невозможно определить объем поставки. И вместо НМЦК заказчик устанавливает начальную цену единицы товаров, работ или услуг, сумму цен или максимальное значение контрактной цены (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Рекомендуем при заказе продукции из перечня с неопределенным объемом поставки применять положения национального режима на общих основаниях — правила определения итоговой цены использовать и для суммы цен, которую предложил участник.
Пример применения условия допуска — проводим электронный аукцион
Представим, что заказчик проводит электронный аукцион и приобретает продукцию с условиями допуска по национальному режиму. Товары есть в перечне приказа № 126н, постановление по нацрежиму подтверждает необходимость установления ограничений.
Участники подали заявки с такими предложениями:
- Участник № 1 — 150 000,00 рублей (поставка товара из РФ).
- Участник № 2 — 140 000,00 рублей (поставка продукции из Чехии).
Обе заявки соответствуют требованиям закупочной документации. Комиссия определила победителя — это участник № 2. Контракт заключаем по цене 119 000 рублей (140 000,00 – 15%).
При уклонении победителя заказчик вправе заключить контракт с другим участником (участник № 1). Товар, предложенный этим участником, из страны ЕАЭС, поэтому снижать цену на 15% нет необходимости.
Источник