Меню

Закупка шин по 44 фз ограничения

Формирование объекта закупки с учетом особенностей применения национального режима

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) товары иностранного происхождения, работы и услуги, выполняемые или оказываемые иностранными лицами, обладают равным доступом к закупкам, проводимым в рамках Федерального закона № 44-ФЗ с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами.Вместе с тем, Правительство РФ вправе устанавливать запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее соответственно – запрет, ограничение) к закупкам в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, а также минимальную обязательную долю закупок российских товаров. В свою очередь, Минфин России вправе устанавливать условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее – условия допуска).

В целях реализации указанных положений Правительством РФ и Минфином России приняты несколько подзаконных актов, в которых содержатся перечни товаров, в отношении которых предусматриваются запреты, ограничения и условия допуска.

При этом заказчики должны применять запреты в отношении тех товаров, которые указаны в перечнях независимо от выбранного способа закупки (как к конкурентным закупкам, так и закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Ограничения и условия допуска применяются в отношении товаров, которые указаны в соответствующих перечнях и закупаются конкурентными способами закупок.

С 01 апреля 2021 г. вступил в силу особый порядок проведения закупок малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Указанный порядок предусматривает, что извещение о проведении закупки в силу пункта 10 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, согласно пункта 4 приказа Минфина России от 04 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 126н) Приказ № 126н подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Данный факт вызывает коллизию норм и требует скорейшего устранения. Получается, что закупка малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ не может содержать условий допуска.

При формировании объектов закупки важно учитывать допустимость объединения в одну закупку товаров, которые есть в соответствующих перечнях и товаров, которых в перечнях нет.

В связи с чем, большие перечни закупаемых товаров, например, канцелярские или хозяйственные товары приходится дробить на отдельные закупки.

В частности, запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ № 616 от 30 апреля 2020 г. «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее –Постановление № 616) не допускает того, чтобы предметом одного контракта (одного лота) были промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.

В отношении ограничений допуска промышленной продукции, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617), действует правило о том, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него.

При этом музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню прилагаемому к Постановлению N 617, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота). Для производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования в ПостановленииN 617 имеется отдельный перечень. Например, в производственную группу «Пианино» входят «Фортепиано», «Пианино» и «Рояли», а значит другие музыкальные инструменты в закупку вместе с указанными товарами включать нельзя.

Читайте также:  Какая зимняя шина лучше для киа рио

В постановлении Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ограничивающего допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, представлено два перечня: медицинских изделий, и медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов. При этом для каждого перечня в отдельности действует правило о том, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 или № 2 и не включенные в них.

Приказ № 126н содержит запрет на объединение в предмете одного контракта (одного лота) товаров, указанных в приложениях к Приказу № 126н и не указанные в них. При это в Приказе № 126н имеются два приложения, одно общее, а второе для закупок, проводимых в рамках национальных проектов. Для второго приложения действует особое правило согласно которому не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении N 2 и закупаемые при реализации национальных проектов (программ) и не указанные в нем.

При применении запретов, ограничений и условий допуска в одной закупке следует руководствоваться следующими правилами.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ условия допуска не применяются, если для товаров установлен запрет. Например, если товар указан в перечнях Постановления № 616 и Приказе № 126н, то в документации и извещении устанавливается лишь запрет по Постановлению № 616.

Если в отношении одного товара предусмотрены ограничения и запреты допуска, то ограничения не применяются. Например, в перечне Постановления № 616 содержатся коды ОКПД2, встречающиеся в перечне Постановления № 617. При закупке товара, который одновременно есть в обоих перечнях следует применить запрет в соответствии с Постановлением № 616. При этом ограничение допуска по Постановлению № 617 не устанавливается.

Если приобретаемый товар включен в перечень Приказа № 126н (условия допуска) и перечень Постановления № 617 (ограничение), то в документации и извещении устанавливается и ограничение по Постановлению № 617, и условие допуска по Приказу № 126н. Если при рассмотрении заявок отклонены все заявки с иностранными товарами по правилам Постановления № 617, и остались только заявки с товарами из России (ЕАЭС), то условия допуска не учитываются. Если после рассмотрения заявок признаны соответствующими как заявки с иностранными товарами, так заявки с товарами из России (ЕАЭС), то применяются условия допуска, установленные в Приказе 126н.

Таким образом, при формировании объекта закупки важно сопоставлять возможность объединения в одну закупку различных товаров с перечнями нормативно-правовых актов, устанавливающих запреты, условия и ограничения допуска.

Источник

Новые правила национального режима по 44-ФЗ в 2021 году

Национальный режим в сфере закупок по 44-ФЗ — это запреты, ограничения и специальные условия приобретения товаров, работ и услуг, произведенных в иностранных государствах. С 31.08.2021 правила применения запретов и ограничений на покупку импортной продукции изменены.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Скачать постановление правительства № 616 от 30.04.2020 в Word
Скачать постановление правительства № 617 от 30.04.2020 в rtf
Скачать приказ Минфина № 126н от 04.06.2018 в docx
Скачать постановление правительства № 1432 от 28.08.2021

Изменения нацрежима в 2021 году

Приводим таблицу с последними изменениями правил применения нацрежима в сфере госзаказа, которые произошли в 2021 году.

Из перечня по постановлению правительства № 102 от 05.02.2015 исключили эндоскопические комплексы, томографы, рентгены, маммографы, инкубаторы для новорожденных и проч. Часть позиций перенесли в перечень импорта, на которые распространяются ограничения допуска по ПП № 616 от 30.04.2020.

В перечень по постановлению правительства № 616 от 30.04.2020 добавлены электронные схемы, компьютерная техника, светильник и прочие товары, которые ранее закупались с ограничениями.

Для обновленного перечня импортной радиоэлектроники из перечня по +0 и медизделий по ПП № 102 от 05.02.2015, которые подпадают под ограничения допуска, введено правило «второй лишний».

Изменены правила работы с КТРУ, утвержденные ПП № 145 от 08.05.2017: при закупке заказчикам запрещено указывать доп. параметры продукции, подпадающей под действие запретов по ПП № 616 от 30.04.2020 и ограничений по ПП № 878 от 10.07.2019.

Что изменилось Как реализовано Постановление правительства, которое внесло изменения
Сокращен список импортных медизделий с ограничениями допуска ПП № 1432 от 28.08.2021
Расширен перечень импортных медизделий, для которых установлены ограничения Перечень дополнен позициями: тонометры, аппараты УЗИ, микроскопы и проч. ПП № 336 от 06.03.2021
Введены правила допуска для медизделий не из ПВХ Введены ограничения допуска на закупку импортных одноразовых медизделий не только из ПВХ. ПП № 76 от 28.01.2021

Эксперты КонсультантПлюс сделали обзор ключевых изменений в закупках по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Разберем подробнее, как эти изменения применяются в закупочном процессе.

Отражаем информацию о нацрежиме

Статья 14 44-ФЗ разъясняет, в каких случаях заказчику следует руководствоваться правилами национального режима при проведении тендера: его применение регулирует правительство. Если не знаете, попадает ли ваш объект закупок под действие правил, которые установлены действием нацрежима, проверьте ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД2 или по наименованию продукции (письмо ФАС России № 17/25505/19 от 29.03.2019).

Контрактное законодательство разъясняет, как прописать в извещении по 44-ФЗ, если в закупке имеется и запрет, и ограничение: в документации и извещении надлежит отразить все условия и правила их применения, закрепленные в действующих законодательных нормативах. Если ошибетесь в кодировке и установите национальный режим к изделиям, которые этого не требуют, антимонопольный орган расценит это как необоснованное применение запретов и ограничение конкуренции.

Вот какой статьей ФЗ 44 регулируется применение национального режима при осуществлении закупок: ст. 14 федерального закона о контрактной системе.

Если национальный режим для вашего заказа обязателен, включите такие положения:

  • на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим — страны ЕАЭС;
  • правила подтверждения участниками соответствия установленным запретам, ограничениям или условиям допуска и перечень подтвердительных документов;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок (для лекарств — ПП РФ № 1289 от 30.11.2015).

Рассказываем, как проверить на запреты и ограничения национальный режим 44-ФЗ при проведении закупки:

  1. Определитесь с видом продукции.
  2. Уточните код ОКПД2.
  3. Найдите товар по коду ОКПД2 или названию в списках продукции, которые включены в действующие постановления правительства по нацрежиму.

Применяем запрет на допуск

Запреты устанавливаются для любого заказа. Вот как применяют постановление о нацрежиме при осуществлении мелких закупок по 44-ФЗ: заключение контракта с единственным поставщиком не является исключением. Суть запрета — невозможность поставки ТРУ, изготовленных вне территорий стран Евразийского экономического союза.

Для продукции, на которую установлен запрет и которая включена в перечень по приказу № 126н от 04.06.2018, условия допуска не применяются (пп. «г» п. 2 приказа 126н). Для установления запретов по национальному режиму по 44-ФЗ с единственным поставщиком или проведения тендера действует вот такой перечень товаров:

  • промышленная продукция (ПП № 616 от 30.04.2020);
  • программное обеспечение (ПП № 1236 от 16.11.2015);
  • программно-аппаратные комплексы систем хранения данных (ПП № 1746 от 21.12.2019).

31.08.2021 вступило в силу постановление правительства № 1432 от 28.08.2021, которое внесло правки в правила применения запретов на госзакупку импортной продукции:

  1. Расширен список импортной продукции, в отношении которой установлены запреты в рамках правил национального режима по 44-ФЗ для машиностроения по постановлению правительства № 616 от 30.04.2020. В перечень добавлены электронные схемы, компьютерная техника, светильник и прочие товары, которые ранее закупались с ограничениями.
  2. Изменены правила работы с КТРУ, утвержденные ПП № 145 от 08.05.2017: при закупке заказчикам запрещено указывать доп. параметры продукции, подпадающей под действие запретов по ПП № 616 от 30.04.2020.

Применяем ограничения

Правила работают следующим образом: ограничения не устанавливаются при заказах иностранного государства для собственных нужд и обеспечения деятельности заказчиков, находящихся на территории этого государства. Не ограничивают допуск, если извещение опубликовано до момента вступления в силу ограничительных норм (это касается и приглашений на участие в заказе).

Ограничения устанавливаются вместе с условиями допуска. Перед размещением закупки проверьте, подпадают ли товары, работы, услуги и под ограничения, и под условия допуска. В 44-ФЗ не прописано, в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима. Эти правила установлены постановлениями правительства для определенных групп товаров:

  • промышленная продукция (постановление № 617 от 30.04.2020);
  • продукты питания (постановление № 832 от 22.08.2016);
  • лекарственные средства (постановление № 1289 от 30.11.2015);
  • медицинские товары (постановление № 102 от 05.02.2015);
  • изделия радиоэлектроники (постановление № 878 от 10.07.2019).

Постановление правительства № 1432 от 28.08.2021 внесло правки по применению ограничений импорта:

  1. Сокращен список импортных медизделий, на которые распространяются ограничения допуска по постановлению правительства № 102 от 05.02.2015. Из перечня исключили эндоскопические комплексы, томографы, рентгены, маммографы, инкубаторы для новорожденных и прочие (более 40 позиций).
  2. Для обновленного перечня медизделий по ПП № 102 от 05.02.2015 и импортной радиоэлектроники из перечня по ПП № 878, которые подпадают под ограничения допуска, введено правило «второй лишний». Если среди заявок участников тендера есть предложение о поставке отечественной продукции, которое соответствует требованиям заказчика, остальные заявки отклоняют. Под новые правила подпадает закупка сигнализации, звукового оборудования, эндоскопических комплексов, рентгенов и проч.

Проект поправок в ПП № 878 от 10.07.2019 рассмотрен правительством и проходит завершающую стадию утверждения — подготовка окончательного текста. Изменения предусматривают переходный период для правила «второй лишний», которое введено в действие в конце августа. В качестве подтверждения страны происхождения товара до 31.12.2022 заказчики засчитают сведения из перечня Минпромторга, реестра ЕАЭС, сертификат СТ-1.

Применяем условия допуска по приказу № 126н

Под условиями допуска понимаются особенности продажи иностранной продукции в России. Законодательно применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ регулируется приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018. Этот же норматив определяет, для какой продукции условия допуска являются обязательными.

Ключевое правило при закупках с ограничениями — нельзя включать в один заказ товары, подпадающие под применение национального режима, и продукцию, отсутствующую в перечне из приказа 126н (письмо Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019). Если приобретаете товары из перечня, руководствуйтесь следующей инструкцией:

  1. Если для закупаемых продуктов действует двухзначный класс или трехзначный подкласс ОКПД2, то условия допуска необходимо применять ко всем позициям этого подкласса (письмо Минфина № 24-01-08/58632 от 05.08.2019).
  2. Если вы проводите конкурентную закупку (форма не имеет значения), то преимущество предоставляется тем участникам, которые предложили поставить продукцию из стран ЕАЭС. По правилам, национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Заявки таких участников полностью соответствуют требованиям, установленным в документации и извещении (п. 1.1, 4 приказа 126н, п. 1 информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019).
  3. Для подтверждения страны-изготовителя участнику достаточно прописать ее название в заявке (п. 1.6 приказа 126н, п. 4 письма Минфина № 24-01-07/2281).
  4. Если в ходе исполнения контракта потребуется изменить страну происхождения продукции, измените ее на страну из Евразийского экономического союза (п. 1.7 приказа 126н).
  5. Если заявка участника конкурса, запроса котировок или предложений включает предложение о поставке продукции только из стран ЕАЭС, то для анализа такой заявки показатель цены контракта снижается на 15%. Если участник с таким предложением победит в торгах, то контракт необходимо заключить по цене, предложенной победителем, то есть без применения понижающего коэффициента (п. 1.2 приказа 126н).

Случаи, когда по национальному режиму не применяют ограничения и условия допуска, перечислены в п. 2 приказа 126н и в п. 1 письма Минфина России № 24-02-05/26879 от 15.04.2019. Заказчик не применяет условия допуска, если:

  • конкурентная процедура признана несостоявшейся;
  • все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставках товаров, работ или услуг только из стран Евразийского экономического союза;
  • все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставке хотя бы одного изделия не из стран ЕАЭС.

В приказе 126н никак не регламентируются случаи, когда невозможно определить объем поставки. И вместо НМЦК заказчик устанавливает начальную цену единицы товаров, работ или услуг, сумму цен или максимальное значение контрактной цены (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Рекомендуем при заказе продукции из перечня с неопределенным объемом поставки применять положения национального режима на общих основаниях — правила определения итоговой цены использовать и для суммы цен, которую предложил участник.

Пример применения условия допуска — проводим электронный аукцион

Представим, что заказчик проводит электронный аукцион и приобретает продукцию с условиями допуска по национальному режиму. Товары есть в перечне приказа № 126н, постановление по нацрежиму подтверждает необходимость установления ограничений.

Участники подали заявки с такими предложениями:

  1. Участник № 1 — 150 000,00 рублей (поставка товара из РФ).
  2. Участник № 2 — 140 000,00 рублей (поставка продукции из Чехии).

Обе заявки соответствуют требованиям закупочной документации. Комиссия определила победителя — это участник № 2. Контракт заключаем по цене 119 000 рублей (140 000,00 – 15%).

При уклонении победителя заказчик вправе заключить контракт с другим участником (участник № 1). Товар, предложенный этим участником, из страны ЕАЭС, поэтому снижать цену на 15% нет необходимости.

Источник

Adblock
detector